Подписано цифровой
подписью: Чистикова
Наталья Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 106 «Анютины глазки» комбинированного вида» г. Орска
Принято на
Педагогическом совете
Протокол № 3 от 13.01.2021 г.
с учетом мнения родителей
«Утверждаю»
Заведующий МДОАУ «Детский сад
№ 106» г. Орска Чистикова Н.В.
Приказ 15 Д от 13.01.2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет. Срок реализации: 1 год
(с 01.09.2020 по 31.05.2021г.)
Разработчик программы:
воспитатель Долгих Г.А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Возрастные особенности детей 6 -7 лет
1.3. Цель и задачи программы
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
1.6. Способы определения результативности
1.7. Формы проведения аттестации
II Содержательный раздел
2.1. Описание Программы
2.2. Учебно-тематический план
2.3. Технологии и принципы реализации Программы
III Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы и ресурсное обеспечение
IIII Список литературы
3
4
4
5
6
6
7
8
8
9/11
14
14
15
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы
математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте,
фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является
основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию
дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо
развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.
Организация работы по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная
математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к
математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том,
что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с
цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей
к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей,
тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при
проведении уделяется развитию логических форм мышления.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9 ноября 2018 г. № 196"
Программа реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию
логического мышления, творческих способностей детей 5-6 и 6 -7 лет.
Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и
ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от
простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в
игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять
последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и
синтеза. Особенность программы заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать,
а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. В
программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического
мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе. Педагогическая
целесообразность программы обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте
эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей
3
окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер,
предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности 5-6 лет.
К старшему дошкольному возрасту ребенок обычно уже владеет некоторым
представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой
числовой ряд - у некоторых детей только до 10, у других до 20. В старшем дошкольном
возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить
задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления,
отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а
также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи,
об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления
о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является
основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут
изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения
классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать
два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Развивается образное мышление, однако
воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив
детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек,
расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические
отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка
не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками
ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6 – 7 лет
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете,
величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра,
но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому
тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы - ребенок
успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.),
так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не
считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник
достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже
целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он
ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей
сознательно
управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и
длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание
4
мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет
им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем
информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение.
Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из
нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не
прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или
возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но
и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. В продуктивной
деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к
своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь
становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Дети
могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному
замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их
архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать
игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев
литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией с учетом пространственных
отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.
1.3. Цель и задачи программы
Цель дополнительной образовательной программы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к
математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Образовательные
1.Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение
простых задач на сложение и вычитание, закреплять
понимание отношений между числами.
2.Закреплять представления о геометрических фигурах и их
свойствах.
3.Обучать ориентировки во времени, пространстве, на
плоскости.
Воспитательные
1.Воспитывать познавательную активность.
2. Воспитание потребности к математическим занятиям.
3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
1. Развитие логического мышления и основных
мыслительных операций.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать,
анализировать, делать выводы.
3.
Развитие
самостоятельности,
инициативности,
самоконтроля и активности личности в деятельности в
целом.
Развивающие
Разделы рабочей программы:
5
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
Используемые пособия: загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи в стихах, стихишутки, счетные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия,
дидактические игры, лото, игры («Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»);
Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности,
саморазвитию. В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во
время выполнения, которых ребёнок находится в творческом поиске.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к
сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей).
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала).
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного
материала, наличие дидактических игр и пособий).
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников).
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их
достижения).
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром,
развитием речи).
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций,
творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства
уверенности в себе и своих силах.
К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть
развиты:
арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и
слухового восприятия;
произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных
видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств
внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в
соответствии с законами логики;
творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире
различными способами;
навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои
интересы определенным правилам;
желание заниматься математической деятельностью.
К концу старшей группы дети должны уметь:
– составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других
геометрических форм или разных плоскостных элементов;
– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа,
слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
6
– составлять различные формы из палочек по образцу;
– сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),
по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный,
квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или
разных цветов);
– выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру
разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:
– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения
предметов, направлений счета;
– осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в
единое множество;
– устанавливать смысловые связи между предметами;
– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее –
короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый,
треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же
цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри
фигуры, вне фигуры и др.);
– создавать постройки по рисунку, чертежу;
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру
разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания,
разрезания;
– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
– анализировать предметы по отдельным признакам;
– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине,
высоте, толщине в пределах 10;
– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
– сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
– составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
– создавать образ на основе рисунка-схемы;
– составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
– располагать предметы в заданной последовательности.
– понимать задание и выполнять его самостоятельно;
– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
1.6. Способы определения результативности
Объектами контроля являются:
– математические умения;
7
– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в
процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания,
игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие учащихся
используются различные виды контроля. Контроль несёт проверочную, обучающую,
воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на: Входной
контроль проводится 10-16 сентября. Промежуточный контроль проходит по окончании 1
полугодия с 20 по 30 декабря. Итоговый мониторинг проходит с 20 по 31 мая. По итогам
прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий контроль знаний.
1.7. Формы проведения аттестации
Для определения результативности освоения программы проводится аттестация 2 раза
в год - промежуточная – в период с 20 по 30 декабря по итогам 1 полугодия, итоговая – с 20
по 31 мая текущего года обучения.
Виды контроля
Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:
Текущая – на каждом педагогическом мероприятии
проводится проверка
выполняемой работы и ее оценка.
Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.
Основная задача заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком
программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с
использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.
Основной метод: педагогическое наблюдение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- оформление папки – раскладушки для родителей «Математические представления детей
старшего дошкольного возраста»;
-фотоотчет по работе кружка;
- развлечение «Страна весёлой математики».
Культурно - досуговая деятельность
№
1
2
3
4
5
Мероприятия
Конкурсы смекалистых и находчивых
Вечер досуга: «Путешествие в страну
Математики»
Развлечение: «В Страну Чудес»
Вечер досуга: «Приключения Знайки и
Незнайки»
Развлечение: «Страна веселой Математики»
(итоговое)
Сроки проведения
1 раз в квартал
Декабрь
Январь
Март
Май
II. Содержательный раздел.
2.1. Описание программы
Программа ориентирована на детей от 5 до 6 лет и от 6 до 7-и лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании
принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
8
Режим занятий:
Математический кружок работает 2 раза в неделю по 25-30 минут, всего 8 занятий в месяц.
Большую часть Программы составляют практические занятия.
Формы обучения: занятия математического содержания.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачишутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с
цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
2.2. Модель реализации программы (учебно-тематический план)
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет старшей группы
Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Колво
часов
2
Тема занятий
Задачи
1. Головоломки
2
2.Разрезные
картинки
2
3. Картинки
вкладки
2
4.
Мастерская
форм
2
5.
Чудесный
мешочек
2
6.
Спортсмены
строятся
2
7.
Обед
матрешек
2
8. Построим дом
2
9. Зоопарк
2
10.
Кукольная
одежда
2
11. Разноцветная
вода
1. Учить составлять квадрат
из разных геометрических фигур.
2.
Развивать
восприятие
и
пространственные представления.
1. Учить складывать картинку из
элементов.
2. Развивать внимание, наглядно-образное
мышление.
1. Развивать наглядно-образное мышление.
2. Учить выделять часть и находить
элемент предмета.
1. Учить составлять прямолинейные формы
из палочек.
2. Развивать зрительную память.
1. Учить выделять особенности предмета.
2. Развивать зрительные и осязательные
впечатления.
1. Учить действовать последовательно,
упорядочивать предметы по величине.
2. Развивать внимание.
1. Учить раскладывать предметы в порядке
убывания.
2.
Развивать
восприятие,
умение
анализировать величину предметов.
1. Учить строить дома из деталей разного
размера.
2. Анализировать детали по форме и
величине.
1. Учить соотносить предметы по величине.
2. Развивать восприятие.
1. Учить ориентироваться в цвете и
оттенках.
2. Развивать восприятие и внимание.
1. Учить получать разные оттенки одного
цвета.
-
для
9
Декабрь
2
12. Цветные дома
2
13. Лото «Цвет и
форма»
14.
Что
изменилось?
2
Январь
2
15. Рыба, птица,
зверь
2
16.
День
рождения куклы
2
17.
Запомни
картинки
18.
Повторяй
друг за другом
2
Февраль
Март
2
19.
мебель
2
20. Куда залетела
пчела?
2
21. Кукла Маша
купила пианино
2
22.
игрушку
Найди
2
23.
зарядку
Делаем
2
24. Какая сегодня
погода?
2
25. Кто в домике
живет?
26.
Рисунокпостройка
2
Расставь
2
27.
Говори
наоборот
2
28.
Покажи
10
2.
Развивать
восприятие,
умение
ориентироваться в цветовых оттенках.
1. Учить анализировать предметы по цвету.
2. Развивать восприятие и внимание.
1. Учить анализировать предметы по цвету
и форме.
1. Развивать внимание.
2. Учить переключать свое внимание с
одной группы предметов на другую.
1. Развивать внимание.
2. Закреплять умение классифицировать
предметы.
1. Развивать память.
2. Учить запоминать 4-5 разных имен,
постепенно увеличивая их количество.
1. Учить выполнять правила игры.
2. Развивать память.
1.Развивать память.
2. Учить внимательно, слушать друга, не
перебивая, соблюдая очередность действия.
1.Учить расставлять мебель в соответствии
с планом.
2. Развивать мышление и внимание.
1.Развивать мышление.
2. Учить ориентироваться в плане и
действовать в соответствии с ним.
1.Учить работать с планом. Уметь
анализировать величину предмета.
2. Развивать мышление.
1. Учить находить спрятанный предмет по
плану, уметь «читать» план.
2. Развивать мышление и внимание.
1.Развивать внимание.
2. Учить пользоваться рисунком-схемой.
Действовать в соответствии с ней.
1.Учить
создавать
рисунок-схему,
используя простейшее изображение.
Развивать воображение.
1. Развивать память, внимание.
2. Учить использовать значок-обозначение
1.Развивать пространственное мышление,
воображение.
2. Учить соотносить плоскостной рисуноксхему с объемной постройкой.
1.Учить
подбирать
слова
с
противоположным значением.
2. Развивать мышление и воображение.
1.Учить выбирать предметы по заданному
Апрель
Май
2
одинаковые
предметы
29.
Кто
будет?
кем
2
30.
Волшебные
кляксы
2
31. Шкатулка со
сказками
2
32. Угадай, что
получится»
2
33. Чье
больше?
2
34. Спортсмены
в лодках
2
35. На что это
похоже?
число
признаку.
2. Развивать внимание. Мышление.
1. Учить отвечать на поставленный вопрос,
выделяя основные качества предмета.
2. Развивать внимание, мышление.
1. Развивать внимание и образное
мышление.
2. Развивать
умение фантазировать,
добавляя отдельные элементы.
1. Учить сочинять законченные истории,
опираясь на признаки предметов.
2. Развивать фантазию и воображение
ребенка.
1. Учить дорисовывать рисунок друга,
добиваясь законченного изображения.
2. Развивать воображение и фантазию.
1.
Учить
сравнивать
количество
предметов.
2. Развивать внимание, умение выполнять
заданные правила.
1.Учить
сравнивать
и
уравнивать
количество
предметов
различными
способами.
2. Развивать внимание и воображение.
1.Учить создавать образы на основе схемы.
2. Развивать воображение.
36.
Поможем 1. Учить создавать образы на основе схемы.
художнику
2. Развивать творческие способности,
воображение.
Учебно-тематический план для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы
Сроки
Кол-во Тема занятий:
Задачи
проведения часов
Сентябрь
2
1. Выложи сам
1.Учить анализировать форму предмета.
2. Развивать восприятие и внимание.
2
2. Коврик для 1.Учить
точно,
выполнять
задание,
куклы
ориентироваться в пространстве.
2. Развивать внимание, мышление.
2
3. Магазин ковров 1.Учить находить изображение по описанию.
2. Развивать внимание, мышление.
2
4. Архитектор
1. Учить раскладывать предметы в порядке
возрастания, точно следуя проекту.
2. Развивать внимание, мышление.
Октябрь
2
5.
Что
такое 1.Учить анализировать отдельные признаки
длина,
ширина, предмета.
высота
2. Развивать мышление и восприятие.
2
6.
Волшебная 1. Продолжать учить получать различные
палитра
оттенки одного цвета.
2.
Развивать
творческие
способности,
2
11
Ноябрь
Декабрь
Январь
2
7. Угадай
спрятано
что
2
8. Угадай, как нас
зовут
2
9.
Трудные
виражи
2
10.
Пляшущие
человечки
2
11. Где ошибся
Буратино?
2
12.
картинок
2
13.
сказку
2
14. Водители
2
15.
Собери
пирамиду
2
16. Что
знаки?
2
17.
Говорящие
рисунки
2
18. Дома зверей
2
19. Бывает - не
бывает
2
20. Нарисуй
построй»
Пары
Запишем
значат
и
воображение.
1.Учить представлять предметы по их
словесному описанию.
2. Развивать восприятие внимание.
1.Учить точно, выполнять правила игры,
умение выделять первый звук в слове.
2. Развивать слуховое внимание.
1. Учить проводить непрерывную линию.
2. Развивать точность движений, мелкую
моторику рук.
1. Учить выделять заданные объекты, умение
пользоваться рисунком-схемой.
2. Развивать внимание.
1. Учить точно, следовать словесным
заданиям, уметь находить ошибки.
2. Развивать внимание, мелкую моторику рук.
1. Учить устанавливать смысловые связи
между предметами.
2. Развивать внимание, воображение.
1.Учить составлять сказку, опираясь на
рисунок-схему.
2.
Развивать
воображение,
творческие
способности.
1.Учить
различать
дорожные
знаки,
ориентироваться в пространстве.
2. Развивать мышление, внимание.
1.Продолжать учить выполнять задание в
соответствии с рисунком-схемой.
2.
Развивать
образное
представление,
внимание.
1. Учить различать дорожные знаки, уметь
определять их значение, опираясь на рисункисимволы.
2.
Развивать
мышление,
образное
представление.
1.Учить
придумывать
и
зарисовывать
рисунки-схемы.
2.
Развивать
творческие
способности,
воображение.
1.Учить соотносить предметы по размеру.
2. Развивать внимание, восприятие.
1.Учить внимательно, слушать задание, четко
его выполнять.
2.
Развивать
воображение,
творческие
способности.
1Учить создавать постройку по рисункучертежу, видеть соответствие одного другому.
2. Развивать внимание, пространственное
12
Февраль
Март
Апрель
Май
2
21. Что плавает,
что тонет?
2
22. Секреты
2
23.
Четвертый
лишний
2
24.
Чудесные
превращения
2
25.
лес
2
26. Задом наперед
2
27. Поезд
2
28.Изобретатель
2
29.
соседей
2
30. Угадай
2
31. Волшебник
2
32. Разноцветные
цепочки»
2
33. Найди ошибки
Волшебный
Назови
воображение.
1.Учить делать элементарные умозаключения
в ходе эксперимента.
2.
Развивать
любознательность,
наблюдательность, логическое мышление.
1.Учить
пользоваться
планом,
ориентироваться в пространстве.
2.
Развивать
логическое
мышление,
воображение.
1.Продолжать
учить
классифицировать
предметы, обосновывать свое решение.
2. Развивать внимание, логическое мышление.
1.Учить в деталях, видеть целое и уметь
дорисовывать их.
2.
Развивать
творческое
мышление,
воображение.
1. Учить создавать рисунок-схему, на основе
своего рассказа.
2.
Развивать
воображение,
творческие
способности.
1.Учить делать элементарные умозаключения,
действуя «задом наперед».
2.
Развивать
логическое
мышление,
воображение.
1.Учить
анализировать
предметы
по
отдельным признакам, объясняя свое решение.
2. Развивать логическое мышление.
1.Учить анализировать назначение предметов,
создавать предметы двойного назначения.
2.
Развивать
воображение,
творческое
мышление.
1.Учить называть предыдущее и последующее
число.
2. Развивать память, внимание, логическое
мышление.
1.Учить решать задачи, определяя состав
числа.
2. Развивать внимание, логическое мышление.
1.Учить определять заданное слово по набору
картинок, выделяя первый звук.
2. Развивать слуховое внимание.
1.Учить располагать предметы в заданной
последовательности,
используя
«Блоки
Дьенеша».
2. Развивать внимание, логическое мышление.
1.Учить сравнивать рисунок и схему.
2. Развивать воображение, наглядно-образное
мышление.
13
2
34. Звезды в небе
2
35. Разные дома
2
36. Перевертыши
1.Учить
соотносить
схематическое
изображение с художественным.
2. Развивать внимание, наглядно – образное
мышление.
1.Учить сравнивать рисунок и чертеж
предмета.
2. Развивать внимание, наглядно- образное
мышление.
1. Продолжать учить создавать образы на
основе рисунка-схемы.
2. Развивать внимание, наглядно-образное
мышление.
2. 3. Технологии и принципы реализации Программы Технология описания работы по
Программе «Занимательная математика»
Основанием для организации явилось анкетирование родителей показавший возросший
интерес к математике.
Вся работа кружка строится в три этапа:
1– организационный
∙ изучение опроса родителей
∙ формирование группы детей для работы в кружке «Занимательная математика»
∙ вводная диагностика
∙ рекомендации по математике в семье.
2 – основной
∙ организация работы с детьми через занятия кружка
∙ встреча с родителями и посещение родителями занятий кружка.
3 – заключительный
∙ итоговая диагностика детей
∙ проведение открытых занятий с присутствием родителей
∙ самоанализ (отчет)
∙ результаты мониторинга.
III. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации Программы и ресурсное обеспечение
Методическое сопровождение
– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,
– электронные математические игры для дошкольников;
– видео-презентации.
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может
использовать наглядные пособия следующих видов:
геометрические фигуры и тела;
«Танграм»;
наборы разрезных картинок;
сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
14
полоски, ленты разной длины и ширины;
цифры от 1 до 9;
игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и
др;
фланелеграф, мольберт;
чудесный мешочек;
«Колумбово яйцо»;
блоки Дьенеша;
пластмассовый и деревянный строительный материал;
геометрическая мозаика;
счётные палочки;
предметные картинки;
знаки – символы;
игры на составление плоскостных изображений предметов;
обучающие настольно-печатные игры по математике;
мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
геометрические мозаики и головоломки;
занимательные книги по математике;
задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
простые карандаши; наборы цветных карандашей;
линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
небольшие ножницы;
наборы цветной бумаги;
счетный материал;
наборы цифр;
конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебнотематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями
детей, уровнем их развития и способностей.
Материально-техническое обеспечение
образовательной Программы
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом
воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья
должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с
эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах.
Подсобное
помещение: шкаф для
хранения
материалов
для
организации
математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
IV. Методическое обеспечение программы
Список литературы:
1.З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников.
2.Е. В. Колесникова. Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
15
3.З.А.Михайлова . Математика – это интересно.
4.Е.А. Ульева. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.Серия «По дороге в школу»
5.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических
представлений. Старшая группа – М.: Мозайка-Синтез, 2015.
6.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических
представлений. Подготовительная группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2015.
7.И.Г. Медеева. Дошкольная математика. Часть 1. Арифметика. Часть 2 Серия «Школа до
школы» .
8.В.П. Новикова. Математика в детском саду для детей 6-7 лет.
9.Прописи «Пишем по клеточкам», «Учим цифры», «Готовимся к школе», «Первая пропись».
10. О.В. Белякова. 100 лучших игр для подготовки детей к школе.
11.О.П. Антонова. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения.
12. В.П. Новикова. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
16