ДОП_Предшкольная_подготовка20-21_с_ЭЦП

Подписано цифровой
подписью: Чистикова
Наталья Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 106 «Анютины глазки» комбинированного вида» г. Орска

Принято на
Педагогическом совете
Протокол № 3 от 13.01.2021 г.
с учетом мнения родителей

«Утверждаю»
Заведующий МДОАУ «Детский сад
№ 106» г. Орска Чистикова Н.В.
Приказ 15 Д от 13.01.2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА

«Предшкольная подготовка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет. Срок реализации: 1 год
(с 01.09.2020 по 31.08.2021г.)

Разработчик программы:
воспитатель Петухова В.С.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
II
2.1.
2.2.
III
3.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Способы определения результативности
Методическая основа Программы
Содержательный раздел
Описание Программы
Учебно-тематический план
Организационный раздел
Условия реализации программы и ресурсное обеспечение

3.2. Уровни усвоения Программы
IIII Список литературы

3
4
4
5
6
6
7
9
11
16
17
19

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как
именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего
развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать
условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать
любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы,
научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку
переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях
школьного обучения.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в
Порядок организации
и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
Актуальность программы
Актуальность введения этой программы в детском саду, прежде всего, в том, чтобы
обеспечить плавный безболезненный приход в школу современного дошкольника в связи
с высокими требованиями современного образования, полной занятостью родителей на
работе, психическими и физическими особенностями современных детей. От того, как
ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим
школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей,
не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации,
приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты
связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать
предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному
контролю над собой. Работая с детьми дошкольного возраста много лет, мы заметили, что
у детей в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) появляется устойчивый интерес к
буквам и желание научиться читать. Данная программа позволяет решить задачу обучения
элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает
индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку
на каждого ребенка в группе.
Новизна программы.
Программа является комплексной, включает в себя развитие речи, обучение
первоначальному
чтению,
развитие
первоначальных
графических
навыков.
Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к школе» основана на
3

комплексном подходе к дошкольному обучению и развитию ребёнка, способствует
развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственноволевых и эстетических качеств личности ребенка. Особенностью программы является
использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель
которой - предупреждение ошибок в чтении и письме.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа
«Предшкольная подготовка» является одним из этапов подготовки детей к обучению в
школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа
предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами,
которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и
выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует
развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов
деятельности. Предполагается групповая работа и самостоятельное выполнение заданий в
тетради. Основными в системе работы по подготовке к письму являются упражнения обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, пальчиковые игры. Подобная
работа позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие
буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения,
внимание, память, воображение ребёнка.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6 – 7 лет
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет)
без предварительного отбора.
Словарь ребёнка 6-7 лет растёт не только количественно, но и качественно и
достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается
синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные
качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова,
называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые
распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции,
разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически
правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно
произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова
(хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и
выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога.
Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе,
самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении
рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается
фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка;
проводят звуковой и буквенный анализ, устанавливают последовательность звуков в
слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие
глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно
используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двухтрёх слов, определяют порядок слов в предложении.
1.3. Цели и задачи программы
Цель – осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей;
обеспечение подготовки детей к школе, включающей речевое развитие, обучение
чтению и первоначальным графическим навыкам.
4

Задачи:
Образовательные:
• Формировать и развивать фонематический слух.
• Формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
• Учить детей владеть звуковой стороной речи: темпом, интонацией.
• Знакомить со слоговой структурой слова.
• Формировать и развивать звукобуквенный анализ.
• Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки.
• Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных;
количество звуков в слове.
• Готовить руку ребёнка к письму.
• Учить первоначальному слоговому чтению.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
• Развивать мелкую моторику, глазомер.
• Развивать графический навык.
• Развивать интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность
по отношению к окружающим.
• формировать культуру речевого общения.
• формировать положительную самооценку.
• формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля,
самостоятельность.
• воспитывать организованность и самостоятельность.
• воспитывать интерес к чтению.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
В программе используются различные методы и приемы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- систематичность и последовательность – постепенный переход от простого к
сложному, от предметных действий к выполнению абстрактных, от действий с внешне
заданной программой – к самостоятельному программированию действий;
- вариативность и вариантность;
- единство развития, обучения, воспитания;
- доступность и достаточность;
- аналитико - синтетический метод обучения чтению;
- игровой метод;
- наглядный (использование на занятии пособия);
- словесный (объяснение, указание, пояснение)
- мотивационный (убеждение, поощрение)
- практический (самостоятельное выполнение детьми упражнений на развитие
графических навыков).
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от
простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными
возможностями детей).
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала).
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного
5

материала, наличие дидактических игр и пособий).
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников).
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей
их достижения).
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим
миром, развитием речи).
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Реализуемая
Программа
Предшкольная
подготовка

Планируемые результаты
К концу освоения курса обучающийся знает:
- буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
- слоговую структуру слова;
-наизусть загадки, скороговорки.
Обучающийся умеет:
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- на слух различать гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- владеть навыками звукового анализа и синтеза;
- владеть звуковой стороной речи: темпом, интонацией;
- производить звукобуквенный анализ слов;
- плавно читать по слогам.
В результате обучения у обучающихся формируются такие
качества,
как
организованность, дисциплинированность,
умение общаться со сверстниками, доброжелательность,
коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение
к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и
желание учиться в школе.
За время обучения формируются умения понимать и
выполнять учебную задачу под руководством педагога и
самостоятельно.

1.6. Способы определения результативности
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие
учащихся используются различные виды контроля. Контроль несёт проверочную,
обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на :
Входной контроль проводится 10-16 сентября. Промежуточный контроль проходит по
окончании 1 полугодия с 20 по 30 декабря. Итоговый мониторинг проходит с 20 по 30
мая. По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий контроль
знаний.
Формы проведения аттестации
Для определения результативности освоения программы проводится аттестация 2
раза в год - промежуточная – в период с 20 по 30 декабря по итогам 1 полугодия, итоговая
– с 20 по 30 мая текущего года обучения.
Формы проведения промежуточной аттестации:
• опрос
• текущий контроль
• тестирование
• педагогическое наблюдение за деятельностью детей
• индивидуальные беседы с учащимися
6

• дидактические игры
• инсценировки
• конкурсы
• викторины
• практические работы
• проверка навыков чтения
Результаты аттестации учащихся анализируются по следующим параметрам:
- количество учащихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне;
- количество учащихся (%), освоивших программу на достаточном уровне;
- количество учащихся (%), освоивших программу на допустимом уровне;
- количество учащихся (%), освоивших программу на низком уровне;
- причины невыполнения учащимися образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
1.7. Методическая основа программы.
- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а
также овладение плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих
детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и
графической формами слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных
свойств и признаков;
- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптикопространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и
слушания, чтения и письма.
Этапы изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы
их изучения.
Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным
образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу
обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от
крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
1. Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в
ударном слоге (желательно без стечения согласных).
2. Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При
этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается
буквой С, а не ЭС или СЭ.
3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом
варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно7

белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для
чтения можно использовать буквы любых цветов.
4. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными,
людьми и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности
буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как
ребенок представил свой.
6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить
детям эти строчки для заучивания наизусть.
7. Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
 из каких элементов состоит буква;
 из скольких элементов состоит буква;
 как расположены эти элементы в пространстве.
8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
 Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
 Обведение буквы по трафарету;
 Обведение буквы по контуру;
 Запись буквы в воздухе;
 Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
 Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
10. Самостоятельное написание печатной буквы.

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание Программы
Программа ориентирована на детей 6 - 7 лет. Срок реализации программы - 1 год (с
01.09.2020 г. по 31.08.2021 г.). Занятия проводятся 2 раза в неделю, включают в себя
небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые,
занимательные упражнения, упражнения для развития моторики. Физкультминутки и
музыкально-ритмические паузы способствуют развитию мелкой моторики, развитию
речи, глазомера, основных движений. продолжительность образовательной деятельности
для детей от 5 до 6 лет - 30 минут. В середине времени, отведенного на образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки. Занятия являются интегрированными
(подготовка и обучение чтению, первоначальные графические навыки, развитие речи).
Материал обучения распределён на 96 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Программа включает в себя несколько блоков.
1. Развитие звуковой культуры речи:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его
условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и
мягкие, звонкие и глухие согласные.
2. Развитие фонематического слуха:
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения
звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих согласных.
3. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и«буква»;
– соотнесение букв и звуков.
4. Развитие связной речи:
– обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
– обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
– «чтение» и составление слогов и слов.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки(штриховка, обведение по контуру).
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию
мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего
предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических
несоответствий в рисунке или рассказе и т.д. Занятия строятся в занимательной,
игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно
овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их
использованием в речи.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей
постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их
обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со
звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать
новое. Необходимо подбадривать ребенка, хвалить его, если не за точность и
правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
9

Крайне важна словарная работа, поскольку на начальных ступенях
обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны
упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого,
запоминать
содержание,
строить высказывания, умение слушать и понимать
собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами,
антонимами в процессе лексико-грамматических игр и пр.
Главное место в обучении старших дошкольников отведено работе со звуком,
буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно
времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух
ребенка.
У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя
речевой аппарат, предполагается начинать занятия с артикуляционных упражнений,
проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр.
Программа предусматривает использование эвристических приемов (метод
обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости,
активности), поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с
наглядностью.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их
разгадать. В программу занятий включено множество загадок. Они сопровождаются
иллюстративным или игровым материалом– картинками муляжами, игрушками и др. И
вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь
главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение
характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое
мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система
знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования
речи.
Разработки занятий для детей старшего дошкольного возраста содержат систему
дидактических игр и игровых заданий, помогающих в доступной и интересной
форме развивать речь, приобрести опыт чтения, совершенствовать коммуникативные
умения, мышление, внимание, память, восприятие, контроль, самоконтроль, фантазию и
воображение детей.
Дидактические игры
1. «Ветер-ветерок».
Педагог предлагает встать около стульчиков. На слово«ветер»дети должны поднять
руки, сильно ими раскачивать(как качаются деревья от ветра) и громко петь
песенку– м-м-м. На слово « ветерок» дети должны присесть, тихонько петь песенку
ветерка– ш-ш-ш и слегка раскачивать руками(как качается травка от слабого ветра).
2. «Жуки прилетели». Педагог: « Давайте представим, что за этим окном лес. Там
живут жуки. Они летят к нам и жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо, а затем громче). стали и
сели отдохнуть на листочек– ладошку. Отдохнули и полетели опять в лес.».
3. «Насос». Педагог предлагает сделать круг– мяч. "Вот какой у нас мяч, но он сдулся–
ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим
насосом– с-с-с (дети отходят назад, имитируют надувание мяча насосом, произносят–
с-с-с). Мы так сильно накачали, что он лопнул– ш-ш-ш(дети произносят звук « ш»,
сбегаются в середину круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом– сь-сь-сь
(дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук«сь», делают круг).
4. «Будь внимательным». Педагог: « Если я назову большого братца– звук«с», то вы
поднимете руки вверх и похлопаете, если назову маленького братца– звук«сь», вы
присядете».

10

5. «Скажи, как я». Воспитатель произносит слово с интонационным выделением
одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как
воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю
6. «Зоопарк». Педагог: « Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока
у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда
правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят,
берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в «зоопарк».
7. «Найди пару». Педагог раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы
у двоих детей слова– названия начинались с одного звука(машина– малина, стол– слон).
Педагог: « Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука
начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу «Ищи» вы должны найти
себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше
слово. Держите картинки так, чтобы их было видно».
8. «Назови первый звук». Педагог: «Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч,
должен назвать первый звук этого слова и перебросить мяч мне».
9. «Киоск открыт». Педагог: «Я буду работать киоскером, продавать открытки. Но
купить открытку можно только тогда, когда правильно назовешь предмет, который
нарисован, и 1 звук в слове». (Открытки по выбору педагога).
10. «Найди братца».
I вариант: Педагог дает каждому по1-ой предметной картинке, вместе с детьми
определяет первые звуки названий; на столе выкладываются картинки так, чтобы
каждый ребенок мог найти предмет, название которого начинается с братца его
звука(названия его предмета)
II вариант: «Я буду называть большого братца, а тот, кому я брошу мяч, должен
назвать его маленького братца».
11. «Назови слова». Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука
«л», а затем «ль».
12. «Звук потерялся».
1).В зоопарке живёт с… он(слон),
Словно дом, огромен он.
Уточнить с детьми, какой звук потерялся? (л)
2). Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу. (лампу).
Дети называют слово и пропущенный звук, (м).
3). Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к…ошки. (крошки).
Дать детям задание определить, какой звук пропущен.
13. «Кто внимательный ».
1-й вариант: Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах
услышат заданный звук.
2-й вариант: Определите первый звук в словах: баран, берёза, бабочка, Буратино,
берет. Назовите слова, в которых звук« Б», а в которых «Бь»
3-й вариант: Предложить детям найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель,
щегол, ящик, ящерица, щека.
2.2. Учебно - тематический план
Месяц
Сентябрь

№
занятия
1-2

Тема

Содержание

В глубь веков: как 1.Введение
в
игровую
ситуацию:
люди
учились путешествие на машине времени.
грамоте.
2.Презентация «В глубь веков»
11

3-4

5-6

7-8

Октябрь

1-2

3-4

5-6

7-8

Ноябрь

1-2

3.Беседа «Как мы общаемся друг с
другом».
4.Почему люди могут говорить, а звери
нет.
5.Игра «Телефон».
Звуки и буквы.
1.«Сказка
о
веселом
язычке»:
Слова.
артикуляционная гимнастика.
2.Упр-ие «Ловите звук-передайте звук».
3. «Покажи букву, какую назову».
4.Игра «Кто больше назовет»
Гласные звуки и
1."Сказка о веселом язычке".
буквы.
2.Характеристика звуков и букв.
3"Кто больше назовет".
4.Игра "Магазин"
Согласные звуки и
1."Сказка о веселом язычке".
буквы.
2.Характеристика звуков и букв.
3."Кто первый составит?".
4.Игра "Супермаркет».
Звук А. Буква А.
1.Выделение ударного гласного звука А
из начала слова
2.Придумывание слов со звуком А в
начале слова
3.Звук и буква А.
4.Печатание буквы А в тетради.
Звук У. Буква У
1.Выделение ударного гласного звука У
из начала слова
2.Придумывание слов со звуком У в
начале слова
3.Звук и буква У.
4.Печатание буквы У в тетради.
Чтение слогов АУ, 1. Анализ сочетаний АУ, УА.
УА.
2. Чтение слогов АУ, УА.
3. Печатание слогов АУ, УА в тетради
Звук О. Буква О
1.Выделение ударного гласного звука О
из начала слова
2.Придумывание слов со звуком О в
начале слова
3.Звук и буква О
4.Печатание буквы О в тетради
Звук М. Буква М.
1.Придумывание слов с буквой М в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) М
в слове.
3.Печатание буквы М в тетради

3-4

Звук С. Буква С.

5-6

Правила чтения
слогов по типу ГС

1.Придумывание слов с буквой С в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) С в
слове.
3.Печатание буквы С в тетради
1.Правила чтения слогов по типу ГС
(АМ, УМ и т. п.)
12

(АМ, УС и т. п.)

7-8

Декабрь

1-2

3-4

5-6

7-8
Январь

1-2

3-4

5-6

7-8
Февраль

1-2

2. Печатание слогов АМ, УМ в тетради.
3. Правила чтения слогов по типу ГС
(АС, УС и т. п.)
4. Печатание слогов АС, УС в тетради
Правила чтения
1.Правила чтения слогов по типу ГС(АМ,
слогов по типу ГС
УМ и т. п.)
(АМ, УС и т. п.)
2. Печатание слогов АМ, УМ в тетради.
3. Правила чтения слогов по типу ГС
(АС, УС и т. п.)
4. Печатание слогов АС, УС в тетради
Правила чтения
1.Правила чтения слогов по типу СГ
слогов по типу СГ
(МА, МО, МУ)
(МА, СО и т. п.)
2. Печатание слогов МА, МУ в тетради.
3. Правила чтения слогов по типу ГС
(СА, СУ и т. п.)
4. Печатание слогов СА, СУ в тетради
Правила чтения
1.Правила чтения слогов по типу СГ
слогов
по
типу (МА, МО, МУ)
СГ(МА, СО и т. п.)
2. Печатание слогов МА, МУ в тетради.
3. Правила чтения слогов по типу ГС
(СА, СУ и т. п.)
4. Печатание слогов СА, СУ в тетради
Звук Х. Буква Х
1.Придумывание слов с буквой Х в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) Х
в слове.
3.Печатание буквы Х в тетради
Чтение слогов,
1.Чтение слогов, слов с буквой Х.
слов с буквой Х.
2. Печатание слов МОХ, МУХА в
тетради
Звук Р.Буква Р
1.Придумывание слов с буквой Р в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) Р в
слове.
3.Печатание буквы Р в тетради.
4.Игра «Живые буквы»
Чтение слогов и
1.Чтение слогов и слов с буквой Р.
слов с буквой Р.
2. Печатание слов РАМА, РОМА в
тетради
Звук Ш. Буква Ш
1.Придумывание слов с буквой Ш в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) Ш
в слове.
3.Печатание буквы Ш в тетради.
4.Игра « Живые буквы»
Чтение слогов и
1.Чтение слогов и слов с буквой Ш.
слов с буквой Ш.
2.Печатание слов ШАР, ШУМ в тетради
Дифференциация
1.Дифференциация звуков С-Ш.
звуков С-Ш. Буквы С, 2. Буквы С, Ш.
Ш.
3. Чтение слогов и слов с буквами С, Ш.
4. Печатание слов САША, СУША в
тетради
13

Март

Апрель

Май

3-4

Звук Ы. Буква Ы.

5-6

Чтение слогов и
слов с буквой Ы.

7-8

Февраль
буква Л.

1-2

Чтение слогов,
слов с буквой Л

3-4

Дифференциация
звуков Р-Л. Буквы
Р, Л.

5-6

Звук и буква Н.

7-8

Чтение слогов и
слов с буквой Н.

1-2

Звук и буква К.

3-4

Чтение слогов и
слов с буквой К.

5-6

Звук и буква Т.

7-8

Чтение слогов и
слов с буквой Т

1-2

Звук и буква И.

Звук

1.Придумывание слов с буквой Ы в
середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) Ы
в слове.
3.Печатание буквы Ы в тетради
4.Игра « Живые буквы»
1.Чтение слогов и слов с буквой Ы.
2 .Печатание слов СЫР, ШАРЫ в
тетради
и 1.Придумывание слов с буквой Л в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) Л в
слове.
3.Печатание буквы Л в тетради
4. Игра « Живые буквы»
1.Чтение слогов, слов с буквой Л.
2. Печатание слов ЛУША, САЛО в
тетради
1.Дифференциация звуков Р-Л.
2. Буквы Р, Л.
3.Чтение слогов и слов с буквами Р, Л
4. Печатание слов ЛОРА, ЛАРА в
тетради
1.Придумывание слов с буквой Н в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) Н
в слове.
3.Печатание буквы Н в тетради
4. Игра « Живые буквы»
1.Чтение слогов и слов с буквой Н.
2. Печатание слов НОША, НАША в
тетради
1.Придумывание слов с буквой К в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) К
в слове.
3.Печатание буквы К в тетради
4. Игра « Живые буквы».
1.Чтение слогов и слов с буквой К.
2. Печатание слов КАША, КОШКА в
тетради
1.Придумывание слов с буквой Т в
начале,
середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) Т в
слове.
3.Печатание буквы Т в тетради
4.Игра « Живые буквы»
1.Чтение слогов и слов с буквой Т.
2. Печатание слов ТОМА, НОТЫ в
тетради
1.Звук и буква И.
14

Чтение слогов и
слов с буквой И.

Июнь

Июль

3-4

Звук и буква П.
Чтение слогов и
слов с буквой П

5-6

Звук и буква З.
Чтение слогов и
слов с буквой З.

7-8

Звук и буква Й.
Чтение слогов и
слов с буквой Й.

1-2

Закрепление
пройденных
звуков и букв.
Чтение.

3-4

Работа над
предложением.

5-6

Работа с
разрезными
азбуками. Чтение.

7-8

Чтение слоговых
таблиц "Найди
слово". Слова
короткие и
длинные.

1-2

Закрепление
пройденных
звуков и букв.Чтение.

2.Придумывание слов со звуком И в
начале слова
3 Чтение слогов и слов с буквой И.
4.Печатание буквы И в тетради
1.Придумывание слов с буквой П в
начале, середине, конце слов.
2.Определение позиции звука (буквы) П
в слове.
3.Чтение слогов и слов с буквой П.
4.Печатание буквы П в тетради
5. Игра « Живые буквы»
1.Придумывание слов с буквой З в
начале, середине слов.
2.Определение позиции звука (буквы) З в
слове.
3.Чтение слогов и слов с буквой З
4.Печатание буквы З в тетради
5.Игра « Живые буквы».
1.Определение позиции звука (буквы) Й в
слове.
2.Чтение слогов и слов с буквой Й
3.Печатание буквы Й в тетради.
1.Фонетическая зарядка.
2.Правило о звуках и буквах.
3."Определи место звука в слове".
4.Читаем слоги по таблице.
6.Составляем слова - отгадки.
1.Артикуляционная гимнастика
2."Кто внимательный?" Интонационные
знаки в конце предложения.
3.Правило о звуках, буквах, слогах.
4.Место звука в трех позициях.
6.Знакомство со схемой предложения.
7."Составь предложение с заданным
словом, произнеси его с разной
интонацией".
1.Фонетическая зарядка: повторяем
скороговорки.
2.Правило о звуках и буквах.
3."Определи место звука в слове".
4.Составляем слова - отгадки.
5."Найди карточку со словом".
6."Сосчитай слоги в слове".
1."Вспомним скороговорки".
2. "Вспомним правило".
3.Загадки – отгадки: составление слов из
букв
и
слогов,
чтение
их
(индивидуально).
4.Игра "Слова длинные и короткие".
1.Составление слогов и слов из букв.
2. Чтение по слогам.

15

Август

3-4

Работа с
разрезными
азбуками. Чтение.

5-6

Чтение слоговых
таблиц. Ребусы.

7-8

Волшебные
буквы:
конструируем,
составляем,
лепим

1-2

Повторяем
алфавит.

3-4

Повторение
пройденного

1."Вспомним скороговорки".
2. "Узнай букву": определение букв на
ощупь.
3.Чтение слогов и слов.
4.Загадки – отгадки: составление слов из
букв
и
слогов,
чтение
их
(индивидуально).
1.Артикуляционная зарядка «Сказка о
веселом язычке».
2. «Кто больше»: чтение слов по таблице.
3.Презентация «Угадай слово»: правила
разгадывания ребусов.
4. «Расшифруй ребус»
5. «У кого самое длинное слово».
1.Игровая ситуация: буквы сломались,
превратились в палочки.
2.”Составь букву – отгадку”.
3.”Превращения букв”
4.”Дополни букву”
5.”Вылепи первую букву своего имени”.
1.Артикуляционная зарядка.
2.Загадка «33 родных сестрицы».
3.Заучивание «Песенка алфавита».
4. "Волшебные превращения".
1.Артикуляционная гимнастика
2.Анализ гласных и согласных. Правило:
"Сколько в слове гласных, столько и
слогов".

.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы и ресурсное обеспечение
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим
требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей
вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы на 14 человек.
Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание
помещений происходит в перерыве между занятиями.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в
период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и
красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное
освещение. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо
расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны.
.Для реализации Программы необходимо дидактическое обеспечение.
Перечень оборудования
1. Учебно-методическая литература.
2. Азбука разрезная демонстрационная.
3. Индивидуальная разрезная азбука.
4. Наборы дидактических игр.
5. Мультимедийная установка.
16

6. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги».
7. Критерии оценки достижений детей.
3.2. Уровни усвоения программы
Низкий (1 балл) – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному
содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает
грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки
при звуковом анализе слов и делении на слоги. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не
знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому
работа в тетради недостаточна.
Средний(2 балла) – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но
исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому
общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется,
грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать
затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях: слог, звук, буква.
Владеет навыком чтения по слогам.
Высокий (3 балла)– ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен.
Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами
звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный,
твёрдый – мягкий, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы,
делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей,
исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими
понятиями. Владеет навыком чтения по слогам.

17

Уровень готовности детей к обучению грамоте
№
Звуковой анализ
п/п
Фамилия, имя.
Звукопрои Гласный в Гласный в Согласный в Согласный в Фонематизношение
начале слова конце слова начале слова конце слова ческий слух

Знание букв, Уровень
чтение
(послоговое)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

18

IV. Список литературы
1. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать.- СПб.: Акцидент, 1998.
2. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград:
Учитель, 2006.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для
дошкольников 4-6 лет в 4 частях. Часть3 (5-6 лет). Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс;
Школьный дом, 2010.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для
дошкольников 4-6 лет в 4 частях. Часть 4 (5-6 лет). Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс;
Школьный дом, 2010.
5. Бурдина С.В. Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития детей 5-7 лет в 2
частях. Часть 1, ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г.Киров.
6. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста– Москва, 2007
7. Волина В.В. «Учимся, играя» - Москва,1994.
8. Карпенко М.Т. Сборник загадок. – Москва,1998.
9. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для педагогов,
логопедов и родителей к частям 3 и 4 /Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.
Бунеевой. – Изд. 4-е, испр.- М. : Баласс, 2014.
10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.. Развитие логического мышления детей. Ярославль
«Академия
развития»,
1996

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 44-52-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».