АОП № 13. ЭЦПpdf

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №106 «Анютины глазки» комбинированного вида г. Орска»

Подписано цифровой
подписью: Чистикова
Наталья Владимировна
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ «Детский сад № 106»
г. Орска Чистикова Н.В.
Приказ № 15 Д от 13.01. 2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА,
РАЗРАБОТАННАЯ В СООТВЕТСТВИИ
С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА № 13

на срок с 16.04.2020 до 01.05.2021

г. Орск.

СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи образовательной программ
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Планируемые результаты освоения Программы

3
3
5
6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. План коррекционно-развивающей работы педагогов
2.2. Взаимодействие с семьей по реализации Программы
2.3. Регламентирование образовательной деятельности
с ребенком-инвалидом

7
9
29
30

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание используемых специальных методов,
методических пособий и дидактических материалов
3.2. Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

37

31
31

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с
индивидуальной программы реабилитации ребёнка - инвалида (далее – Программа) в
соответствии с нормативными документами:
- ч.1 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30.08.2013 № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Минздравсоцразвития РФ № 379 н от 4 августа 2008 г. «Об
утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной
программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
1.1.1. Цель и задачи образовательной программы
Цель сопровождения ребенка: обеспечить системный подход к обеспечению
условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание
квалифицированной помощи воспитаннику в освоении адаптированной образовательной
программы ДО.
Задачи сопровождения ребенка:

осуществлять индивидуальную психолого-педагогическую помощь ребенку с ОВЗ;

обеспечить
позитивные сдвиги в психофизическом развитии ребенка, его
целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию
интеллектуального развития и личностного саморазвития;

способствовать
самостоятельному
осуществлению
ребенком
основных
физиологических потребностей, выполнению повседневной бытовой деятельности, в том
числе навыков личной гигиены;

формировать адекватное восприятие окружающей обстановки, способность к
определению места нахождения;

развивать способность к установлению контактов между людьми путем восприятия,
переработки и передачи информации;

способствовать восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний,
овладению навыками и умениями;

развивать способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом
социально-правовых и морально-этических норм;

оказывать методическую и психологическую помощь
родителям
ребенка,
имеющего ограниченные возможности здоровья.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Общими принципами формирования индивидуальной программы реабилитации
являются: гуманизм, системность, непрерывность, реальность, деятельностный подход,
позитивная социализация ребенка,индивидуализация дошкольного образования, возрастная
3

адекватность образования,вариативное образование.
Реализация Программы осуществляется на основе принципов и подходов:
Принцип гуманизма -полагает признание ценности ребенка как личности, создание
условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей,
оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество,
полноценной самореализации в этом обществе. Принцип предполагает поиск позитивных
ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в
положительные качества и силы человека.
Принцип системности -предполагает понимание человека как целостной
системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционноразвивающей работы с ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии,
должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики,
коррекции развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений ребенка - инвалида. Всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
Принцип непрерывности - гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи и определения подхода к решению проблемы.
Принцип реальности - учитывает реальные возможности ребенка и ситуации.
Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и
глубокое изучение личности ребенка.
Принцип
деятельностногоподхода
предполагаетопору
коррекционноразвивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его
целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и
формирование ребенка.
Принцип позитивной социализации ребенка- предполагает, что освоение
ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов
поведения и общения с другими людьми происходят в процессе сотрудничества со
взрослыми и другими детьми.
Принцип индивидуализации дошкольного образования- предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории
развития, с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей
его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. Для
реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка,
сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной
ситуации.
Принцип возрастной адекватности образования - предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями ребенка. Важно использовать все специфические виды детской
деятельности, опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть,
решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и
соответствовать
психологическим
законам развития
ребенка,
учитывать
его
индивидуальные интересы, особенности и склонности.
Принцип развивающего вариативного образования - предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с
учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и
совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и
способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону
ближайшего развития ребенка.
4

Содержание Программы построено в соответствии с подходами:
Социокультурный подход образования определяется характером взаимодействия
ребенка со взрослыми, другими детьми, предметно-пространственным миром.
Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога
в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка-инвалида
(физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические
особенности, обусловленные его возрастом.
Личностно-ориентированный подход - в своей работе педагоги следуют
правилам, выработанными практикой личностно - ориентированного воспитания: выбирают
формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью ребенкаинвалида; поддерживают его эмоциональное благополучие.
Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенкаинвалида лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и
непрерывное взаимодействие с ней.
Индивидуальный подход – предполагает организацию педагогом учебновоспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка-инвалида.
Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей
коррекции или дальнейшего. Педагог использует различные формы, методы воздействия с
целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса
по отношению к ребенку-инвалиду.
На основании акта освидетельствования № 88.17.56/2020 от 16.04.2020г. и
рекомендаций врача, составлена индивидуальная адаптированная образовательная
программа ребенка, регулирующая образовательный процесс в МДОАУ «Детский сад №
106» г. Орска в направлении максимальной реализации образовательных потребностей в
соответствии с его индивидуальными особенностями.
Основная форма организации коррекционно-развивающей работы:
-индивидуальная образовательная деятельность.
Срок исполнения ИПРА: с 16.04.2020 до 01.05.2021
1.1.3. Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Навыки самообслуживания: Навыки самообслуживания сформированы полностью.
Восприятие пространства: Временные и пространственные представления не
сформированы.
Общее развитие ребенка, особенности коммуникации: Контакт речевой. На свое
имя отзывается. Родственные связи понимает. Круг представления об окружающем
недостаточный. В общение с взрослыми и детьми вступает не сразу, по настроению.
Характерны эхолалии. Не говорит слово: я, вместо этого говорит о себе в третьем лице:
«Айятика устал, Айятика к папе хочу», «Айятика пойдет гулять». Нет развернутого
высказывания, говорит односложно. Постоянные повторы слов, неправильное применение
слов и не знание их значения. Словарь ограничен.
От коллективной игры отказывается, предпочитая индивидуальную игру в
уединении. Частые «уходы в себя», ложится на пол, или прячется под стол, кресло, говорит
не слушая других, сам на свою особенную тему.
Обучаемость: низкий уровень обучаемости (ребенок нуждается в прямой постоянной
помощи взрослого), не способен к длительному сосредоточению внимания.
Учебная мотивация не сформирована: во время занятия на слова воспитателя не реагирует;
не понимает, что во время занятия надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными
принадлежностями. Направляющую помощь взрослого принимает не всегда, часто
5

проявляет негативизм.
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в
постоянной опоре на образец, помощь воспитателя; последовательность действий при
выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и
нелогичен в своих суждениях.
Испытывает трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не
воспринимает, перечисляет изображенное).
Адаптация, поведение: адаптация средней тяжести.
Наблюдается склонность к рутинному порядку. Постоянно перекладывает вещи в
одном порядке, выполняет одни и те же действия в своей определенной
последовательности, если кто то нарушает ее - проявляет негативизм (падает на пол,
плачет, раскидывает предметы). Эмоциональные реакции неадекватны, часто проявляются
аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
Развитие способности к самообслуживанию
Ребенок должен научиться:
- мыть руки мылом, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми
движениями;
- вытирают руки насухо, разворачивая полотенце;
- есть ложкой и вилкой, правильно держать их в правой руке (в левой — для левшей) между
пальцами, а не в кулаке;
- набирать в ложку умеренное количество пищи; подносить ложку ко рту плавным
движением; есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу; помогают хлебом при набирании
пищи в ложку; пользоваться салфеткой; благодарить за еду;
- самостоятельно снимать и надевать одежду, обувь;
- самостоятельно снимать верхнюю одежду;
- аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;
- правильно надевать обувь, различать правый и левый ботинки.
Развитие способности к ориентации
Ребенок должен научиться:
- выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между
предметами: внизу, наверху, на, под;
- ориентироваться в пространстве групповой комнаты (у окна, у двери);
- воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.
- воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по
подражанию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине);
- воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу;
- понимать значение понятий справа – слева, далеко – близко.

Развитие способности к общению
Ребенок должен научиться:
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам,
6

потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о
себе и ближайшем окружении.
- эмоционально откликаться на литературные произведения;
- слушать художественный текст и реагировать на его содержание;
- выполнять элементарные игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек,
сказок;
- узнавать на иллюстрациях двух-трех знакомых героев литературных произведений;
- сопровождать рассказываемую взрослым потешку или стишок жестами, отдельными
словами (или звукоподражаниями, лепетными словами: топ, хлоп, ку-ку, гав);
- находить книгу с заданной сказкой, делая самостоятельный выбор из нескольких
имеющихся (из трех-четырех).
Развитие способности к обучению
Ребенок должен научиться:
- использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях;
- использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;
- пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно-практических
задач;
- различать свойства и качества предметов: маленький – большой - самый большой;
- учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными
игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка,
рисование);
- складывать разрезную предметную картинку из трех - четырех частей;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, цвет);
- пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
- выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения
между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);
- дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан,
дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием.
Развитие способности к контролю за своим поведением
Ребенок должен научиться:
- иметь потребность в осуществлении контроля и самоконтроля;
- обнаруживать самостоятельно и с помощью педагога простые ошибки;
- испытывать желание работать;
- стараться выполнять до конца заданное задание;
- адекватно относиться к возможному неуспеху;
- ориентироваться в простом задании;
- соблюдать порядок выполнения задания;
- спрашивать у педагога о непонятном;
- уметь корректно выражать свои чувства.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Ребенок - инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
7

или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы имеет ограничения:

способность к обучению - первая (способность к получению образования
определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в
образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов
обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости
вспомогательных технических средств и технологий).

способность к контролю за свои поведением – первая (периодически
возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных
жизненных ситуациях).
Создают
комфортные
условия
для
развития,
Воспитатели
воспитания и образования с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка-инвалида.
Обеспечивает
индивидуальный подход к ребенкуинвалиду с учетом рекомендаций специалистов.
Изучает индивидуальные особенности, способности,
Учитель-дефектолог
интересы и склонности воспитанников с целью создания
условий для обеспечения их развития в соответствии с
возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и
становления учебной самостоятельности, используя
разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, современные образовательные технологии,
включая
информационные,
обеспечивая
уровень
подготовки
воспитанников,
соответствующий
требованиям ФГОС ДО.
Проводит индивидуальные коррекционные занятия, на
которых осуществляет работу на развитие психических
процессов,
на
развитие
способности
к
самообслуживанию, к ориентации, общению, обучению,
контролю за своим поведением.
Консультирует родителей (законных представителей)
ребенка-инвалида по вопросам воспитания в семье;
консультирует педагогов по вопросам организации
взаимодействия с ребенком-инвалидом.
Проводит индивидуальное коррекционное занятие,на
Учитель-логопед
котором осуществляет работу на развитие, расширение
словаря; развитие мелкой и артикуляционной моторики;
развитие связной речи и речевого общения.
Консультирует родителей (законных представителей)
ребенка-инвалида по вопросам воспитания в семье;
консультирует педагогов по вопросам организации
взаимодействия с ребенком-инвалидом.

8

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Развивает у воспитанников познавательную активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Осуществляет
индивидуальные
коррекционные
занятия с
ребенком–инвалидом
по
развитию
способностей к общению,
контролю за своим
поведением.
Консультируетродителей(законных
представителей)
ребенка-инвалида по вопросам воспитания в семье;
консультирует педагогов по вопросам организации
взаимодействия с ребенком–инвалидом.
Определяет содержание музыкальных занятий с учетом
возраста,
индивидуальных
и
психофизических
особенностей воспитанников, используя современные
формы,
способы
обучения,
образовательные,
музыкальные технологии.
Развивает способности ребенка-инвалида к ориентации,
общению посредством музыкальной деятельности.

2.1. Планы коррекционно-развивающей работы педагогов
План коррекционно-развивающей работы педагогов
по развитию способности к обучению
Способность к обучению - первая
Задачи:
- Создавать условия для обеспечения психологического благополучия ребенка в
процессе воспитания и обучения.
- Продолжать позитивную социализацию ребенка в процессе игрового взаимодействия.
- Создавать условия для естественного психологического развития ребёнка.
- Закреплять освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.
- Обучать с организующей помощью приёмам самообладания и саморегуляции.
- Учить анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее
практического решения.
- Формировать навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых
ситуациях.
- Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемнопрактических задач.
- Создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать
фиксирующую и сопровождающую функции речи.
- Учить дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и
отношения предметов
- Учить выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных
признаков.
- Продолжать формировать поисковые способы ориентировки — пробы, примеривание
при решении практических или игровых задач.
- Формировать целостные образы предметов, образы-представления о знакомых
предметах, их свойствах и качествах.
- Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств
предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной,
конструктивной, трудовой).

9

- Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с
сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (лепка,
конструирование рисование, аппликация).
Основное содержание работы
Сроки
План работы воспитателя
- Игры на развитие памяти: «Геометрические
формы», «Чудесная
коробочка», «Часть и целое», «Зашиваем ковёр», «Найди такой же
предмет», «Собери картинки в ряд», «Запомни предметы».
- Игры на развитие внимания: «Найди отличия», «Найди два одинаковых
предмета», «Где что было».
- Игры на развитие восприятия: «Цвет и формы», «Узнай предмет»,
«Сделай так», «Найди такой же предмет». Игры на развитие мышления:
«Разложи картинки», «Найди лишний предмет», «Лото», «Домино»,
«Что к чему», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний».
- Игры на развитие памяти: «Запомни предметы», «Пирамида», «Что ты ел
на обед», «Одежда», «Нарисуй такой же», «Накорми животных»,
«Чудесный мешочек».
- Игры на развитие внимания: «Узнай по части», «Где, чей домик»,
«Узнай по части», «Где что было».
- Игры на развитие восприятия: «Разложи по порядку», «Сложи
картинку из частей», «Что изменилось», «Разложи по …» (по цвету,
форме, величине), «Что перепутано», «Найди пару», «Где, чей домик»,
«Что кому», «Узнай по части».
- Игры на развитие мышления: «Достань игрушку», «Поймай рыбку»,
«Забей гвоздики».
- Игры на развитие памяти: «Что пропало», «Повтори за мной действия»,
«Запомни, покажи», «Постучи как я».
- Игры на развитие внимания: «Найди пару», «Что изменилось?»,
«Съедобное - несъедобное».
- Игры на развитие восприятия: «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу»,
«Угадай по запаху», «Салфетки», «Сделай так», «Найди игрушку»,
треугольник, квадрат», «Найди такой же предмет».

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

«Круг,

- Игры на развитие мышления: «Достанем воздушные шарики», «Покатай
зайчика», «Перевези кубики».
План работы учителя-дефектолога
- Вызывать интерес к сверстникам – партнёрам по взаимодействию.
Сентябрь
- Облегчить процесс адаптации к новым занятиям.
Октябрь
- Продолжать формировать положительное отношение к совместной Ноябрь
деятельности со сверстниками.
- Научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия,
достигая общего игрового результата, а также учиться наблюдать за игрой
других детей.
- Стимулировать ребенка, подражать взрослому в выражении
эмоциональной отзывчивости.
- Формировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Закреплять эмоциональный контакт между взрослым и ребенком.
- Снижать психофизическую и эмоциональную напряжённость ребенка.
- Продолжать развивать познавательную активность и сенсомоторные
навыки.
- Закреплять умение слушать речь взрослого и действовать по его
10

инструкции.
Формирование мышления
- Продолжать знакомить с проблемно-практическими ситуациями, учить
анализировать эти ситуации, формировать практические способы их
решения.
- Продолжать учить предметы-заместители в игровых и бытовых
ситуациях.
- Учить решать проблемно-практические задачи методом проб: приближать
к себе предметы с помощью веревки, тесьмы («Достань игрушку!»,
«Покатай мишку!»)
Развитие зрительного восприятия и внимания
- Учить различать объемные формы в процессе конструирования по
подражанию действиям взрослого (из трех элементов: куб, брусок,
треугольная призма).
- Учить воспринимать величину — большой, маленький, самый большой.
- Учить дифференцировать объемные формы (шар, куб) и плоскостные
(круг, квадрат)
- Учить сличать четыре основных цвета — красный, желтый, синий,
зеленый.
- Формировать интерес к игре с объемными формами на основе их
включения в игры с элементарными сюжетами («Домик для зайчика»).
- Ввести в пассивный словарь названия воспринимаемых свойств и
отношений предметов: красный, желтый; круглый; большой, маленький,
самый большой; внизу, наверху.
Развитие слухового восприятия и внимания
- Учить дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов
(металлофон, барабан, дудочка).
- Учить определять последовательность звучания двух-трех музыкальных
инструментов (барабан, дудочка; дудочка, металлофон, барабан).
- Учить решать познавательные задачи, связанные со слуховым
анализатором, на сюжетном материале (игра «Кто пришел в гости?»: Кто
пришел первым? Кто потом? Кто пришел последним?).
- Учить различать громкое и тихое звучание одного и того же
музыкального инструмента.
- Продолжать развивать эмоциональную сферу, посредством введения Декабрь
ребенка в мир человеческих эмоций.
Январь
- Продолжать развивать коммуникативные умения, необходимые для Февраль
успешного обучения и общения.
- Продолжать развивать интеллектуальную сферу: наглядно – действенное
мышление.
- Сформировать позитивную мотивацию на обучение.
- Продолжать развивать познавательные психические процессы:
восприятие, память, внимание.
- Развивать положительные чувства и эмоции.
Формирование мышления
- Учить пользоваться методом проб при решении проблемно-практических
задач, пользоваться палками с разными рабочими концами («Построй забор
вокруг дома!», «Достань тележку!»).
- Учить выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом
материале (две группы: предметы, с которыми можно действовать, и
предметы, с которыми действовать нельзя, они сломаны).
- Продолжать формировать фиксирующую функцию речи.
11

Развитие зрительного восприятия и внимания
- Учить различать формы в процессе конструирования по подражанию
- Учить соотносить реальный предмет с рисунком.
-Учить складывать с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь
методом проб.
- Учить складывать пирамиду из трех-четырех колец с учетом величины,
пользуясь методом практического примеривания.
- Учить выделять основные цвета (4) предметов поподражанию: «Принеси
цветочки такого цвета, как у меня в вазе».
- Учить складывать разрезную предметную картинку из 5-6 частей.
Развитие слухового восприятия и внимания
- Учить дифференцировать звукоподражания при выборе из трех-четырех
предъявленных: «би-би», «ту-ту», «тук-тук».
- Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания: «ку-каре-ку» — «ку-ку», «ко-ко-ко» — «ква-ква».
- Обучать ребенка возможности в приемлемой форме освобождаться от Март
напряженности или возбуждения.
Апрель
- Стимулировать собственную игровую и коммуникативную активность Май
ребенка.
- Продолжать расширять кругозор.
- Продолжать расширять кругозор.
- Формировать личностную,
социально – психологическую и
эмоционально – волевую готовность.
- Продолжать развивать графические навыки, зрительно – моторную
координацию; умение сравнивать, сообщать, находить причинно –
следственные связи.
- Развивать навыки произвольной регуляции поведения.
- Продолжать развивать творческие способности, доверие, групповое
сотрудничество.
- Учить адекватно использовать принятые в окружении ребенка
социальные ритуалы.
- Учить корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Формирование мышления
- Учить определять причину нарушения обычного хода явления, когда
причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо»,
«Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается,
потому что мешает брусок»).
- Учить доставать предметы из сосуда (в который нельзя засунуть руку),
используя в качестве орудия палку с крючком, сачок для аквариума, ложку,
вилку (учитывать свойства предмета-цели).
- Учить самостоятельно находить решение проблемно-практической
ситуации, требующей изготовления и применения прочного орудия
(сделать из двух коротких палок одну длинную, связать две короткие
веревки, чтобы получить одну длинную, и т. п.)
Развитие зрительного восприятия и внимания
- Учить по образцу, а затем и по словесной инструкции строить из
знакомых объемных форм поезд, башню.
- Учить выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат;
прямоугольник, овал).
- Учить в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться
приемом накладывания одной формы на другую.
12

- Учить при складывании пирамиды понимать словесную инструкцию:
«Возьми большое кольцо» и т. п.
- Учить выбирать по слову круглые предметы из ближайшего окружения.
- Учить производить проталкивание в прорези коробки больших и
маленьких кубов или шаров попарно.
- Учить вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к
красному шарику подобрать красную ленточку, в зеленую машину
поставить зеленый кубик, кукле в желтом платье подобрать желтый бантик
и т. п.
- Учить складывать разрезную предметную картинку из 6-7 частей.
- Учить раскладывать кружки одного цвета внизу от заданной черты, а
наверху кружки другого цвета по образцу и по словесной инструкции:
«Положи наверху», «Положи внизу».
- Учить группировать предметы по одному заданному признаку — форма,
величина или цвет («В этом домике все игрушки красные, а здесь все
белые»).
- Учить вычленять форму как признак, отвлекаясь от назначения предмета
(«Соберем в коробку все круглое»).
Развитие слухового восприятия и внимания
- Учить дифференцировать звучание трех-четырех музыкальных
инструментов (металлофон, барабан, дудочка, гармонь), реагируя на
изменение звучания определенным действием.
- Учить дифференцировать слова, разные по слоговому составу: машина,
дом, кукла, цыпленок (с использованием картинок).
- Учить дифференцировать слова, близкие по слоговому составу: машина,
лягушка, бабушка, малина.
План работы учителя-логопеда
- Игры на развитие познавательного интереса. Создание игровых
ситуаций: «Винни-Пуху необходима помощь», «Буратино прислал
письмо», «Незнайку надо научить», «Мальвина пришла в гости».
Интерактивные игры из серии «Раз, два, три говори» (игры для не
говорящих детей)
Игры с песком: «Дорога к другу», «Секрет», «Спрячь ручки», «Чего не
стало?», «Зверюшки на дорожках».
- Игры и упражнения для формирования мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации:
«Кто где живет», «Назови одним словом», «Неподходящая картинка»,
«Последовательные картинки», «Почини коврик»,
«Принеси такие же», «Разложи и назови», «Сравни, чем похожи», «Кому
что дать»
- Игры и упражнения для коррекции нарушений фонематического,
лексико-грамматического
строя
речи,
развития
связного
высказывания:«Будь внимательнее», «Добавь слово», «Закончи
предложение», «Исправь ошибку», «Найди пару», «Назови лишнее
слово», «Отгадайка», «Покажи картинку».
Игрыиупражнениядлякоррекциидвиженийартикуляторногоаппарата,нару
шений
дыхательной и голосовой функции:
Логопедические сказки: «Собираем урожай»,«Ах, как вкусно»,«Храбрый
комар»,«Прекрасная Обжорка»,«Загадочная бабочка».
- Игры на развитие познавательного интереса:
Интерактивные игры из серии «Раз, два, три говори» (игры для не

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
13

говорящих детей).
Игры с песком: «Чувствительные ладошки»,«Необыкновенные следы»,
«Эхо»,«Что под песком?»,«Помоги зайцу», «Дорога к другу».
-Игры
и упражнения
для формирования
мыслительных
операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:
«Составь картинки», «Что нарисовано»; игры-задания используя блоки
Дъенеша: «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по
форме», «Что выше, что ниже», «Сделай также».
- Игры и упражнения для коррекции нарушений фонематического,
лексико-грамматического
строя
речи,
развития
связного
высказывания:
«Помоги
найти
маму»,«Правильно
ли
я
сказала?»,«Четвертый лишний», «Ответь на вопросы»,«Помоги
Незнайке», «Чудесный мешочек».
- Игры и упражнения для коррекциидвижений артикуляторного аппарата,
нарушений дыхательной и голосовой функции:
Логопедические
сказки:«Невоспитанный
мышонок»,
«ЗаяцОгородник»,«Чаепитие»,«В гостях у мухи-Цокотухи»,«Зимняя прогулка».
- Игры на развитие познавательного интереса:
Создание игровых ситуаций: «Незнайку надо научить», «Мальвина
пришла в гости» и др.
Интерактивные игры из серии «Раз, два, три говори» (игры для не
говорящих детей)
Игры с песком: «Дорога к другу», «Секрет», «Спрячь ручки», «Чего не
стало?», «Зверюшки на дорожках».
Игрыиупражнениядляформированиямыслительныхоперацийанализа,синт
еза,сравнения,обобщения,классификации:«Кто где живет», «Назови
одним словом», «Неподходящая картинка», «Последовательные
картинки», «Почини коврик»,«Принеси такие же», «Разложи и назови»,
«Сравни, чем похожи», «Кому что дать».
- Игры и упражнения для коррекции
нарушений фонематического,
лексико-грамматического
строя
речи,
развития
связного
высказывания:«Будь внимательнее», «Добавь слово», «Закончи
предложение», «Исправь ошибку», «Найди пару», «Назови лишнее
слово», «Отгадайка», «Покажи картинку».
- Игры и упражнения для коррекции движений артикуляторного аппарата,
нарушений дыхательной и голосовой функции:
Логопедические сказки:«Собираем урожай»,«Ах, как вкусно»,«Храбрый
комар»,«Прекрасная
Обжорка», «Загадочная бабочка».

Февраль

Март
Апрель
Май

План работы педагога-психолога

14

- Раскрепостить ребёнка, создать благоприятный, эмоциональный фон Сентябрь
занятия.
Октябрь
Упражнения: «Что Я люблю», «Слепой танец».
Ноябрь
Игры: «Узнай по голосу», «Связывающая нить».
Танцевальная терапия: этюды «Подари движение», «Ёжики».
- Научить ребёнка выделять себя из окружающей жизни, помочь ребенку
обращаться к взрослому за поддержкой и помощью.
Упражнение: «Давайте поздороваемся».
Игры: «Передай по кругу», «Соломинка на ветру».
Танцевальный этюд «Подари движение».
Работа с мозаикой. Упражнения: «Бабочка», «Чей хвостик?».
Бизиборд – упражнение «Открой замочек?», игра «Кто в домике живёт?».
- Стимулировать ребёнка принимать посильное участие в совместной
деятельности со взрослым и сверстниками.
Телесно-ориентированная терапия. Упражнения: «Точка, точка, запятая»,
«Ручеек», «Путаница»; игры: «Комплимент», «Озорной гномик».
Набор для переливания воды. Упражнения: «Мытье фруктов и овощей»,
«Переливание воды из стакана в стакан».
- Продолжать развивать внимание, память, мышление, эмоциональноволевую и личностную сферу.
Комплекс игр и упражнений по профилактике нарушений в поведении
дошкольников: игра с правилами «Смелые мышки», игра в парах
«Зеркальце», подвижная игра «Паровозик», игра «Угадай, кто позвонил?»,
подвижная игра «Стой!», игра «Слушай внимательно».
Рисуночная терапия. Упражнения: «Найди цветочек», «Фантазия»,
«Волшебный клубочек», Игра с речевкой « Эй лихая детвора!».
- Способствовать физическому развитию ребёнка, кинетической
чувствительности и тонкой моторики рук.
Игры с водой, набор переливания для воды: «Цветная вода», «Смешиваем
краски», «Кукольный обед», «Фонтан», «Бассейн», «Озеро», «Море»,
«Купание кукол», «Мытье посуды».
- Стимулировать познавательную активность, через развитие интереса к
окружающей действительности.
Модуль «Кинетический песок» - Игровые упражнения: «Пишем, рисуем»,
«Большой - маленький», «Гусеница», «Фигуры».
Модуль доска – лабиринт – Игра « Грузовичок»
Модуль «Набор для переливания воды»
- Упражнение «Мыльные
пузыри», игры: «Плыви, кораблик», «Бульки», «Льдинки», «Весёлые
кораблики».
Учить ребёнка самостоятельно выполнять предложенную деятельность.
Арттерапия : «Дорисуй!», «Домик для котят».
Пантомима «Тень».
Игры: «Покажи наоборот», «Кто что любит?», «Необыкновенное лото».
Складывание разрезных картинок, выкладывание картинок в
определённой последовательности согласно развитию сюжета.
- Воспитывать желание у ребёнка вступать в контакт с другими детьми,
увидеть в сверстниках не противников, а партнёров по игре.
Цикл занятий «Добрый ребёнок» - «Я и мой мир» (А Лопатина и м
Скребцова).
Игры с кинетическим песком: «Сенсорная коробка», «Кормим кукол».
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Поезд», «Наседка и цыплята»,

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

15

«Пробеги тихо».
Упражнение «Соломинка на ветру».
Этюд «Впереди всех».
Психогимнастика «Тренируем эмоции».
- Формировать у ребёнка уверенность в себе, воспитывать жизнерадостное
отношение к миру.
Игра «Похвалили».
Подвижные игры: «Самолёты», « Кот и мыши», «Лохматый пёс».
Релаксационные
упражнения:
«Подними
игрушку»,
«Коробка
переживаний», «Кто кого перетопает?».
Игры с пальчиками, ладошками и стишками: «Погладим кошку»,
«Зайка», «Кошки-мышки», «Улитка-улитка», «Сорока-белобока».
Телесно-ориентированная терапия. Упражнения: «Прятки», «Дружно
танцуем», «Ручеек».
План работы музыкального руководителя
-Укреплять психическое и физическое здоровье ребёнка, развивать
музыкальные и творческие способности посредством следующих форм
взаимодействия: Музыкально-ритмические движения: «Полька» А.
Жилинский, «Кто скорее возьмет игрушку» латвийская народная мелодия,
«Заинька, выходи» Е. Тиличеева, «Танец с ложками» русская народная
мелодия.
- Учить ребёнка различать тембр музыкальных инструментов:
«Какой инструмент звучит?».
-Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не
отвлекать других), дослушивать произведение до конца.
-Способствовать стремлению петь вместе со взрослым.
«Распевки» А. Евтодьевой
Пальчиковые игры: «Веселые пальчики», «Елка», «Гусь».
Игра на детских музыкальных инструментах: «Сорока - сорока» русская
народная мелодия, «Тик-так», «Полька» Д. Кабалевский.
-Учить подпевать попевки, подражая взрослому.
« Кот и мышка», «Лиса и воробей», «Маша и медведь» и др. А. Евтодьевой
-Знакомить с различным характером музыки- марш, колыбельная, отражая
его в движении.
Дидактические игры: «Что делают зайцы?», ««Кто в домике живет?»
-Учить ребёнка различать музыку по громкости ее звучания и выполнять
дифференцированные движения под музыку различной громкости.
«Тише – громче в бубен бей»,«Веселые коробочки»
- Развивать тембровое восприятие
Игра «Узнай инструмент»
-Развивать у ребёнка эмоциональную отзывчивость на музыку.
«Кто как ходит», «Веселая прогулка» П.И. Чайковский, «Рыбка» М.
Красев, «Бегал заяц по болоту» В. Герчик, хоровод «Веснянка», хоровод
«Жук», танец «Сапожки».
Пальчиковые игры: «Дудочка», «Пчелиный улей», «Шарик».
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Кап - кап - кап» румынская народная мелодия, «Небо синее», «Андрей воробей» Е. Тиличеева.
-Слушать пение и игру на музыкальных инструментах.
«Сильный и слабый дождик»
-Учить выполнять элементарные танцевальные движения под
музыку(ходить, топать, хлопать).

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

16

Пляска по показу взрослого.
-Закреплять умение ребёнка просматривать фрагменты
персонажами кукольного театра в исполнении взрослых.
«Колобок», «Теремок».

сказок

с

План коррекционно-развивающей работы педагогов по развитию способностик
контролю за своим поведением
Способность к контролю за своим поведением – первая
Задачи:
- проводить самооценку собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого
человека с пониманием их смысла и значений.
- правильно вести себя в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми
нормами, соблюдать установленный общественный порядок, соблюдать личную
чистоплотность, порядок во внешнем виде и другое.
- научиться способности к ситуативному поведению, адекватности разработки и выбора
типовых планов, межличностным взаимоотношениям, выполнению ролевых функций.
- менять свое поведение при изменении условий или неэффективности поведения
(пластичность, критичность и изменчивость).
осознавать личную безопасность (понимание внешней опасности, распознавание
объектов, могущих принести вред и другое).

Основное содержание работы

Сроки

План работы воспитателя
-Учить ориентироваться в группе с помощью взрослого, находить Декабрь
понравившуюся игрушку.
Январь
Дидактические игры: «Найди игрушку», «Где спряталась игрушка».
Февраль
-Учить определять свое место за столом с помощью взрослого.
Игровое упражнение «Посади котика за свой стол».
-Учить находить свою кроватку по картинке – символу с помощью
взрослого.
Игровая ситуация: «Уложи Мишку спать».
Художественное слово: И. Муравейка «Я сама».
-Учить использовать пространство и находиться в нем вместе с другими.
Пальчиковые игры: «Птички в гнездышках», «Бегите ко мне», «Зайка
беленький сидит»,«Пузырь».
17

-Учить различным видам движений: перешагивание, бег.

Март

Пальчиковые игры: «Перешагни через обруч», «Беги ко мне», «Зайка Апрель
серенький сидит».
Май
- Развивать мелкую моторику рук.
«Пирамида», «Шнуровка», «Мозаика»,«Постучимолоточком», «Соберем
бусы», «Украсим елку».
-Формировать представления о собственном теле, отдельных частях тела.
Дидактическая игра: «Где же носик, где же ротик…».
Пальчиковые игры: «Наши пальчики», «Наши ножки идут по дорожке»,
Дидактическая игра: «Искупаем куклу Машу».
-Учить располагать и находить предметы в названных направлениях Сентябрь

пространства.
Октябрь
Игровые упражнения: «Принеси игрушку», «Посади зайчика».
-Учить ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном Ноябрь
направлении.
Игровые упражнения: «Экскурсия по группе», «Мы гуляем».
-Учить ориентироваться в групповой комнате, понимать и обозначать
направления
движения
соответствующими
пространственными
терминами.
Игровые ситуации: «Кукла Маша идет в раздевалку», «Кукла Маша идет
мыть руки».
Игровое упражнение: «Покажи, где мы моем руки».
План работы учителя-дефектолога
- Учить адекватно воспринимать и понимать ситуации, способность Декабрь
отразить все нюансы внешней ситуации и адекватно их понять
Январь
(восприятие смысла и значения происходящих событий).
- Формировать активность индивида, как внешнюю (двигательную), так и Февраль
внутреннюю (психическую) – как источник преобразования или
поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром
(творчество, общение и т.д.)
- Формировать самооценку собственных поступков; действий, намерений Март
и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значения.
Апрель
- Учить понимать нормы общепринятого поведения, включающее в себя
Май
его понимание, сохранение и использование в жизненной ситуации.
- Учить ребенка видеть соответствие совершаемых или несовершаемых
(но должных совершаться) действий и поступков нормативным
(общепринятым), ожидаемым поступкам или действиям.
- Учить полноценно использовать информационные системы, символы в Сентябрь
управлении собственным поведением.
Октябрь
- Учить менять свое поведение при изменении условий окружающей
Ноябрь
среды и обстановки (критичность и изменчивость).
18

- Учить создавать действующий план достижения цели.

План работы учителя-логопеда
- Игры и упражнения, направленные наснижение мышечного напряжения,
развитие умения контролировать силу прикосновений.
Дидактические игры: «Рисование ладонями», «Расскажем и покажем» и
упражнения: «Повторение ритма», «Прошепчи ответ».
- Кинезеологические упражнения:«Снеговик», «Дерево»
- Дыхательное упражнение: «Свеча».
- Телесные упражнения: «Перекрестное марширование», «Мельница».
- Релаксация: «Путешествие на облаке».
- Упражнение, направленное на умение контролировать свою и чужую
речь: «Детектор ошибок».
- Упражнение, направленное на развитие регуляции громкости голоса:
«Тихо – громко».
- Игры и упражнения, направленные на снижение мышечного напряжения,
развитие умения контролировать силу прикосновений:
Дидактические игры: «Да и нет - не говори», «Запретное слово»и
упражнения: «Слушай хлопки», «Говори по сигналу».
- Кинезеологическое упражнение: «Тряпичная кукла и солдат».
- Дыхательное упражнение: «Дыши носом (ртом)».
- Телесное упражнение: «Паровозик».
- Релаксация: «Ковер-самолет».
- Упражнение, направленное на умение контролировать свою и чужую
речь: «Исправь ошибку».
- Упражнение, направленное на развитие регуляции громкости голоса:
«Повтори за мой».
- Игра и упражнения, направленные на снижение мышечного напряжения,
развитие умения контролировать силу прикосновений:
Игра: «Запрещенное движение»и упражнения: «Молчу, шепчу, кричу»,
«Зеваки».
- Кинезеологическое упражнение: «Сорви яблоки».
- Дыхательное упражнение: «Ныряльщик».
- Телесное упражнение: «Робот»
- Релаксация: «Ковер-самолет».
- Упражнение, направленное на умение контролировать свою и чужую
речь: «Ошибся – исправь!».
- Упражнение, направленное на развитие регуляции громкости голоса:
«Тихо – громко».

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

План работы педагога-психолога
- Помочь ребёнку выбрать комфортное положение в окружающей среде – Декабрь
Музыкальное упражнение – игра «Лесная прогулка».
- Способствовать успокоению, уменьшению возбуждения и развитию Январь
самоконтроля:
Февраль
Игра на развитие самоконтроля: «В свободных движениях мы парим, по
команде замрём, в своей позе стоим».
19

Игра на развитие раскованности, самоконтроля: «Поссорились два
петушка».
- Формировать положительный эмоциональный отклик ребенка на
окружающую среду группы.
Телесно – ориентированная терапия - Цикл пальчиковых игр «Пальчики в
детском саду».
Игры с движением: «Весёлая зарядка», «На прогулку», «Трудно быть
послушным».
- Научить ребёнка лучше понимать себя, гармонизировать эмоциональное
состояние.
Рисуночная терапия
-Упражнения: «Имя», «Волшебные руки». Модуль «световой стол с
песком» - «Бабочка», «Ладошки».
- Формировать умение ребенка выражать адекватные эмоции с помощью
невербальных форм общения.
Система игр, направленных на формирование гуманного отношения к
окружающим: «Птенчик», «Ожившая игрушка», «Сонный час», «Завтрак в
детском саду».
- Формировать способность видеть сверстника, обращать на него
внимание.
Система игр, направленных на формирование гуманного отношения к
окружающим: «Зеркало», «Передай движение», «Передай настроение».
Игровой ландшафтный стол (выделение формы предмета: ощупывание,
определение на ощупь) – Игра «Дружба».
- Формировать навыки саморегуляции и самоконтроля.
Игры с правилами:
1) Модуль «Кинетический песок» - «Пишем на песке». «Сделай так же».
2) Модуль «Доска для рисования мелом и мелки» - Игровое упражнение
«Повтори рисунок».
3) Дидактическая игра «Помоги кукле одеться».
- Научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением
других детей.
Система игр, направленных на формирование гуманного отношения к
окружающим: «Путанка», «Заводные игрушки», «Надувная кукла».
- Формировать развитие игровых действий с игрушками.
1) Изучение каждой детали (выделение формы предмета, выделение
поверхности предмета, изучение элементов каждой детали)
Модуль «Бизиборд» - Игровые упражнение «Замочек».
Модуль «Игровой набор Монтессори» - игровые упражнения «Волшебный
мешочек»,«Заборчик».
Модуль «Игровой набор Фридриха Ф. – «Текстильные мячики»,
«Приглашаем в теремок».
2) Сравнение детали (сравнение деталей по сенсорным признакам,
классификация деталей по различным основаниям).
Модуль «Световой стол с песком» - «Круг по цвету», «Цветочки».
Модуль «Кинетический песок» - «Угощение для зверят», «Рыбки».
План работы музыкального руководителя

Март
Апрель
Май

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

20

- Формировать умение ребенка выполнять элементарные правила
поведения в детском саду.
-Знакомство ребенка с окружающей средой и условиями в детском саду, в
музыкальном зале.
-Формирование положительного эмоционального отклика ребенка на
окружающую среду музыкального зала.
-Учить быть приветливым со взрослыми, сверстниками, здороваться,
прощаться
« Здравствуйте, ладошки»
Ходьба «спокойная», «таинственная».
Бег лёгкий и стремительный.
Пальчиковые игры:«Этот пальчик». «Ладушки»
-Учить вести себя в соответствии с правилами поведения в общественных
местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания,
разговаривать негромко, не кричать.
-Воспитывать умения бережно относиться к игрушкам и музыкальным
инструментам, по назначению пользоваться ими, убирать на место.
Дидактические игры:«Узнай инструмент», «Где мои детки?».
Подпевание «Кошка» Ан. Александрова.
-Продолжать формировать умение ребенка выполнять элементарные
правила поведения в детском саду.
-Приучать внимательно слушать музыку, не отвлекаясь.
Слушание: «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой.
-Приучать правильно сидеть вовремя пения, не выкрикивать, слушать
себя, взрослого и других детей.
Пение: «Колокольчик», муз. И. Арсеева
Игры: «Догони зайку», « Ну-ка, зайка, догони!».

Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

2.2. Взаимодействие с семьей по реализации Программы
Формы взаимодействия с семьей:
-анкетирование;
- индивидуальные консультации;
-консультации (групповые):

«Развитие культурно-гигиенических навыков у детей старшей группы»

«Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности»

«Как научить ребенка одеваться»

«Как научить ребенка ориентироваться?»

«Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста».

«Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста».

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

«Формирование культуры поведения в семье и в детском саду»

«Что стоит за плохим поведением ребенка»

«Секреты общения с ребенком»

«Темперамент ребенка дошкольного возраста» и др.
- семинары – практикумы для родителей:

«Нетрадиционные техники рисования».
21


«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей
дошкольного возраста»

«Давайте поиграем. Развитие математических способностей»

«Знаете ли вы своего ребенка»
- памятки, рекомендации для родителей по развитию у дошкольников навыков
самообслуживания, развитию мелкой моторики, по развитию речи, ориентировке в
пространстве, воспитанию культуры поведения.
-дни открытых дверей;
-досуги, развлечения и праздники.
2.3. Регламентирование образовательной деятельности
с ребенком-инвалидом
Адаптированная образовательная программа определяет содержание коррекционноразвивающей работы по преодолению ограничений жизнедеятельности: способность к
самообслуживанию, способность к ориентации, способность к общению, способность к
обучению, способность к контролю за свои поведением.
Реализация адаптированной образовательной программы осуществляется через
индивидуальные занятия специалистами ДОУ: учителем-дефектологом, учителемлогопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и воспитателями.
Для ребенка-инвалида проводятся индивидуальные коррекционные занятия с
учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным
руководителем.
Учитель-дефектолог проводит индивидуальное коррекционное занятие 2 раза в
неделю по 15 мин. во вторник и среду.
Учитель-логопед проводит индивидуальное коррекционное занятие 2 раза в
неделю по 15 мин. по понедельникам, четвергам.
Педагог-психолог проводит индивидуальное коррекционное занятие 1 раз в
неделю 15 мин. по четвергам.
Музыкальный руководитель проводит индивидуальное коррекционное занятие 1
раз в неделю по 15 мин. по понедельникам.
Воспитатели проводят индивидуальное коррекционное занятие 2 раза в неделю
по 15 мин. по понедельникам и пятницам в режимных моментах, в рамках совместной
деятельности взрослого и ребенка.
Реализация Программы через занятия
Занятие с учителемдефектологом
Занятие с учителемлогопедом
Занятие с педагогомпсихологом
Занятие с музыкальным
руководителем
Занятие

с воспитателем

Содержание
тематическому
плану
Содержание
тематическому
плану
Содержание
тематическому
плану
Содержание
тематическому
плану
Содержание
тематическому

соответствует 15 мин 2 раза в неделю
перспективному
соответствует 15 мин 2 раза в неделю
перспективному
соответствует 15 мин 1 раз в неделю
перспективному
соответствует 15 мин 1 раз в неделю
перспективному
соответствует 15 мин 2 раза в неделю
перспективному
22

плану
Всего: 2 часа
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание используемых специальных методов, методических пособий и
дидактических материалов
Для коррекционной работы педагоги ДОУ используют следующие методы:

наглядныеметоды - показ предмета, образца, способа действия;
демонстрация картин, иллюстраций; просмотр спектаклей, видеофильмов.
Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как
ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, нагляднообразной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры,
изобразительной и трудовой деятельности.

словесныеметоды – рассказы педагога, детей (пересказ сказок, рассказы по
картинам), беседы, чтение художественной литературы (стихотворения, произведения,
сказки и другое).
Живое общение взрослого и детей, которое характерно для словесных методов,
оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает
определенное отношение к содержанию формируемых знаний.

Игровые методы – дидактическая игра, воображаемая ситуация в
развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым
оборудованием, создание игровой ситуации.

практические методы – упражнение (многократное повторение ребенком
умственных и практических действий заданного содержания); моделирование (процесс
создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах,
структуре, отношениях, связях объектов).

методы индивидуализации – реагирование, обеспечение гибкости в
инициированной взрослыми деятельности, тщательный отбор материалов. (Образовательная
деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования).

метод приучения к положительным формам общественного поведениядетей в разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами,
принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо
разговаривать. Приучение основано на подражании детей действиям взрослого человека,
повторяемости определённых форм поведения и постепенной выработке полезной
привычки.
При реализации Программы используются
специальные программы и методические пособия:
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в
интеллектуальном развитии. - Спб Союз, 2001.
Екжанова Е.А, Стребелева.Е.А.
Дидактические игры для умственно отсталых
детей. – М., 2001.
Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год и 2-й год
обучения. Издательство: Гном-Пресс, 1999.
Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников. М., 2002.
Морозова И.А., Пушкарева М.А Развитие речевого восприятия: Конспекты занятий:
5-6 лет. Издательство: Мозаика-синтез. - М., 2011.
23

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6/6-7 лет с ЗПР.– М.: Мозаика
– Синтез, 2008.
Нефедова К.Г. «Инструменты. Какие они?» «Транспорт», «Посуда и столовые
принадлежности» «Бытовые электроприборы, мебель, посуда».Издательство: Гном – М.,
2007.
Ракитина И.В. Головные уборы. Какие они? – М., 2008.
Скорлупова О.А. Домашние и дикие животные России. – М., 2008.
Скоролупова О.Л. «Весна, Насекомые, Перелетные птицы», «Ранняя весна»,
«Осень» часть 2, «Домашние и дикие животные средней полосы России». – М., 2008.
Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они» Издательство: Гном. – М., 2008.
Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? Издательство Гном. – М., 2007.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М., 2011.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М., 2008.
Дубровская Н.В. Яркие ладошки. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Ярославль: Академия развития,2007.
Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. Методика и
практика - М.: «Школьная Пресса», 2004.
Петрова И.М Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб.:
«Детство-пресс», 2002.
Доломанова Н.Н. Подвижные игры в детском саду. – М., 2002.
Екжанова Е.А, Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание. – М.: «Просвещение», 2003.
Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. – М.: «Аквариум», 2000.
Батяева С.В. Альбом по развитию речи для дошкольников. – М.: РОСМЭН, 2012.
Володина В.С. Говорим правильно: Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН,
2012.
Жукова Л.С. Уроки логопеда. Исправление ошибок. – М.: Эксмо, 2007.
Колесникова Е.В. Развитие речи. От звукоподражания к словам. – М.: ЮВЕНТА,
2012.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. КРО. Ознакомление с окружающим миром. – М:
Мозаика-Синтез, 2009.
Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.: КРО. 2005.
Шоригина Т.А. Загадки, потешки, считалки. - М., 2013.
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.
Волгоград: Учитель, 2013.
Каплунова И.А. Наш веселый оркестр 1 и 2 часть. – СПб.: Невская нота, 2013.
Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб.: ДетствоПРЕСС, 2011.
Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и
подготовительная группы / Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта
работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 308с.
Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста:
пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 64с.: ил
Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста, Айрис
дидактика.- М., 2004.
Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных
пособий / М.Ю. Картушина. - М.: Скрипторий 2003.
Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа
музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа.
СПб.: Изд-во «Композитор»,1999.
24

Каплунова И.М, Новоскольцева И.А Праздник каждый день. Программа
музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», средняя группа. СПб.:
Изд-во «Композитор», 1999.
Новоскольцева ИА. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания
детей дошкольного возраста «Ладушки», старшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор»,
1999.
Каплунова, И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с
аудиоприложением (3 CD). Ст. гр. Комплект / И. Каплунова, И. Новоскольцева. –
М.: Синтег, 2012.
3.2.Особенности организации развивающей предметно - пространственной
среды для ребенка – инвалида
В группе компенсирующей направленности для детей 4-7 лет создана развивающая
предметно-пространственная образовательная среда, способствующая полноценному
развитию ребёнка-инвалида, предусматривающая свободу передвижения. Зонирование
группы предусматривает наличие учебной зоны, игровых и развивающих центров,
оснащённых разнообразным оборудованием и материалами, в соответствии с
требованиями ФГОС ДО. Игровое и дидактическое оборудование в групповой комнате
расположено согласно принципам развивающего обучения индивидуального похода,
дифференцированного воспитания.
Предметно – пространственная среда для ребенка – инвалида включает:
- предметы для развития перцептивных действий;
- предметы для развития сенсорной сферы;
- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы,
цвета, величины;
- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой,
окружающим, действиями людей.
Перечень оборудования в центрах детской активности
Центры РППС

Наименование

Познавательное развитие
Разноцветные флажки, ленточки, мячи
Центр сенсорного развития
(разноцветные, массажные), шары, кубики,
(способность к самообслуживанию, кирпичики, тесьма, мешочки; шумящие
коробочки; надувные мячи; разнообразные
способность к общению,
матрешки; пирамидки разного размера и разной
способность к обучению,
конструкции; игрушки сюжетные: лошадка,
способность к ориентации,
способность к контролю за своим кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка
и др.; неваляшки; различные музыкальные
поведением)
инструменты:
колокольчики,
погремушки,
бубен, пианино, гитара, барабан и др.;
магнитофон; аудиокассеты с записями
различных мелодий; пластмассовые шары;
набор муляжей овощей, фруктов;
корзины, мисочки, банки для раскладывания
бус, шариков, мелких игрушек; бочкивкладыши; машины разных размеров; лоточки
для скатывания шариков, различные доски
Сегена; мелкие игрушки животных и их
25

Центр «Ознакомление
с окружающим миром»
(способность к самообслуживанию,
способность к общению,
способность к обучению,
способность к ориентации,
способность к контролю за своим
поведением)

Центр конструктивной
деятельности
(способность к самообслуживанию,
способность к общению,
способность к обучению,
способность к ориентации,
способность к контролю за своим
поведением)

Центр математического развития
(способность к самообслуживанию,
способность к общению,
способность к обучению,
способность к ориентации,
способность к контролю за своим
поведением)
Центр познавательноисследовательской деятельности
(способность к
самообслуживанию, способность к
общению, способность к обучению,
способность к ориентации,
способность к контролю за своим
поведением)

детенышей; материалы М.Монтессори; наборы
сыпучих материалов (горох, чечевица, речной
песок, крупа).
Развивающие игры: «Большой-маленький»,
«Найди пару» (угадай по форме), «Веселое
обучение» (цвета), Домино «Познай цвета»,
«Формы и цвета».
Детские книги; мелкие игрушки животных и их
детенышей ;настольные театры из дерева и
картона по народным и авторским сказкам.
Развивающие игры: «Овощи, фрукты», Лото
«Одежда», «Овощи-фрукты», «Найди пару».
Предметные картинки: «Фрукты в картинках»,
«Овощи в картинках», «Животные в картинках»,
«Продукты в картинках» и др.
Картинки
с
изображением
различных
предметов, игрушек; иллюстративный материал,
отражающий
эмоциональный,
бытовой,
социальный, игровой опыт детей.
Строительный материал: мягкие модули,
строительные наборы, состоящие из однотонных
и
разноцветных
предметов
различной
геометрической формы, строительные наборы,
содержащие готовые конструкции,
наборы
мозаики: пластмассовые и магнитные различных
геометрических форм и размеров; наборы
мелких сюжетных игрушек: зайчики, ежики,
мишки, белки, лисы, лягушки, волки и др.;
наборы картинок (предметных и сюжетных),
разрезные картинки; наборы палочек: крупные и
мелкие плоские палочки (пластмассовые и
деревянные, разного цвета); фланелеграф.
Набор коробок для сыпучих материалов и
сыпучие материалы: горох, фасоль, манная
крупа и др., игрушечные удочки с магнитами,
мелкий
счетный
материал,
набор
геометрических фигур, счетные
палочки;
материалы М.Монтессори. Развивающие игры:
«Цвета», «Формы», «Большой-маленький» и др.
Разноцветные пластмассовые ванночки, тазы,
подносы; специальные контейнеры для хранения
сыпучих материалов (горох, фасоль, чечевица,
перловая крупа, манная крупа, речной песок и т.
п.); прозрачные емкости (пластмассовые
бутылочки, стаканчики, банки, пузырьки и т. д.);
посуда: лейки, кувшины, миски, мерные ложки,
кастрюли разных размеров; формочки для песка
(в виде цифр, овощей, фруктов, геометрических
фигур и др.); предметы-орудия: сачки, сито,
ковшики различных размеров; игрушечные
26

удочки с магнитами; мелкие игрушки с
магнитами (рыбки), различные животные;
природный материал: желуди, ракушки,
камешки различной величины, листья, перья;
пуговицы разного размера (различных цветов),
Линзы, воронки, венчики, соломки и др.
Речевое развитие
Детские книги; картинки с изображением
различных предметов, игрушек, сказочных
иллюстративный
материал,
(способность к самообслуживанию, ситуаций;
отражающий
эмоциональный,
бытовой,
способность к общению,
социальный, игровой опыт детей; настольные
способность к обучению,
театры из дерева и картона по народным и
способность к ориентации,
способность к контролю за своим авторским сказкам; наборы кукол для
пальчикового театра. Развивающие игры: лото
поведением)
«Кто кричит, кто звучит», «Сказки о животных»,
«Кто что делает?» и др.
Центр художественной литературы А. Барто: «Погремушки», «Стихи»; В. Сутеев:
«Кто сказал мяу?».
(способность к самообслуживанию, Народные сказки: «Любимые сказки малышам»,
«Идёт коза рогатая», «Сказки для малышей»:
способность к общению,
«Теремок», «Колобок», «Репка».
способность к обучению,
Предметные картинки: «Развивающие сказки»,
способность к ориентации,
способность к контролю за своим «Русские народные сказки».
поведением)
Физическое развитие
Мячи резиновые; набивные; обручи круглые,
Центр физического развития
флажки разноцветные; ленты разноцветные
(способность к самообслуживанию, платочки; мягкие модули различной формы;
палатка;
напольные
игры
(из
колец,
способность к общению,
геометрические
фигуры);
шапочки
для
способность к обучению,
подвижных игр.
способность к ориентации,
способность к контролю за своим
поведением)
Художественно-эстетическое развитие
Пластилин, цветное тесто, мольберт для
Центр изобразительной
рисования,
наборы
карандашей,
наборы
деятельности
фломастеров, наборы мелков, наборы красок,
(способность к самообслуживанию, наборы гуаши, палитра, банки для воды.
Развивающие игры: «Фигуры», «Цвета», кубики
способность к общению,
«По мотивам сказок».
способность к обучению,
Демонстрационные картинки
способность к ориентации,
способность к контролю за своим Пластичный песок для творчества
Печатки, формочки, трафареты
поведением)
Музыкальные инструменты (колокольчики,
Центр музыкальнопогремушки, бубен, барабан и др.), куклы
театрализованной деятельности
бибабо,
театр
(«Колобок»,«Репка»,
(способность к самообслуживанию, пальчиковый
«Теремок»),деревянные
модели
по сказкам
способность к общению,
(«Репка»,«Колобок»)
способность к обучению,
Предметные
картинки:
«Музыкальные
способность к ориентации,
Центр речевого развития

27

способность к контролю за своим инструменты»
поведением)
Социально-коммуникативное развитие
Куклы. Мебель для кукол: кроватки, диван,
Центр сюжетно-ролевых игр
кресла. Посуда и другие хозяйственные
(способность к самообслуживанию, предметы для кукол. Для сюжетных игр и
драматизации: кухонный стол; пластмассовая
способность к общению,
посуда (чашки, блюдца, тарелки, стаканы,
способность к обучению,
кувшины, ложки), используемая в быту; муляжи
способность к ориентации,
способность к контролю за своим овощей и фруктов, продуктов питания
натурального
размера,
выполненные
из
поведением)
пластмассы, принадлежности для мытья куклы
(ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце).
Мягкие модули, мягкое кресло,подушка злости,
Центр «Психологической
подушка- подружка, фотоальбом с семейными
разгрузки»
фотографиями детей, клубочки разноцветных
для
снятия
возбудимости
(для
(способность к самообслуживанию, ниток
разматывания и сматывания).
способность к общению,
Игрушки для снятия психического напряжения:
способность к обучению,
стаканчики для гнева, массажеры для рук, книги
способность к ориентации,
способность к контролю за своим для рассматривания иллюстраций.
поведением)
Центр безопасности
(способность к самообслуживанию,
способность к общению,
способность к обучению,
способность к ориентации,
способность к контролю за своим
поведением)

Дорога. Макеты домов, мелкий транспорт, набор
дорожных знаков, светофор Демонстрационный
и раздаточный материал «Знаки на дорогах».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация образовательного процесса
Оценка результатов (Усвоение программы (указать какой) в полном (частичном)
объёме / сформированы (полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения в
школе / положительный результат отсутствует)__________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Организация коррекционного процесса
Оценка результатов (Усвоение программы (указать какой) в полном (частичном)
объёме / сформированы (полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения в
школе / положительный результат отсутствует)__________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
28

Психолого-педагогическое сопровождение
Оценка
результатов(Восстановлены(компенсированы)
функции
общения,
контроля за своим поведением / достигнута психологическая коррекция мотиваций к
обучению(труду)/ реализована (реализуется) возможность получения школьного
образования/ положительные результаты отсутствуют)___________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Организация жизнедеятельности
Оценка результатов (достигнута компенсация (полная или частичная) или
устранение ограничений жизнедеятельности / достигнута (полная или частичная)
способность к самообслуживанию / восстановлены (полностью или частично) навыки
бытовой деятельности / положительный результат отсутствует)___________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 44-52-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».